30.10.2013 08:44
До школы еще так далеко... Малышу едва исполнилось два, три, четыре годика. Но энергичные папы и мамы начинают искать пути раннего обучения ребенка наукам, в том числе и чтению.
Лично у меня обучение чтению таких маленьких детей вызывает грустную улыбку. Берет оторопь от некоторых педагогов-новаторов, предлагающих выучить ребенка читать чуть ли не в грудном возрасте. Очень хочется спросить продвинутых родителей и педагогов: зачем? Что за спешка такая?
Не стану говорить о тех малышах, которые по одним им ведомым законам выучиваются самостоятельно читать в самом нежном возрасте. Ну, научился, и, слава богу. Станет ли это его преимуществом перед сверстниками? Отнюдь нет. Мы же с вами хорошо понимаем, что не всякий ребенок, начавший, к примеру, рано ходить, имеет перед своими 6—7-летними сверстниками преимущества в координации движений. Именно поэтому мне кажутся неразумными попытки некоторых взрослых людей насильно обучить ребенка чтению. Дети становятся заложниками родительских амбиций, кем-то вроде породистых щенков, которых можно выставить напоказ.
Невдомек продвинутым мамам и папам, что даже нейрофизиологические законы развития мозга начинают бунтовать. Рановато в 2—4 года делать то, что рассчитано на 5—6-летнего ребенка. Всему свое время. Данный период детства природа отвела для развития сенсомоторной и эмоциональной сфер. Конечно, можно начать диктовать природе и малышу свои условия, и, может быть, условия эти даже будут выполнены. Но если вдруг к моменту поступления в школу сорвутся какие-то программы телесного развития ребенка — появятся энурез, страхи, еще неизвестно какие проблемы — задайте себе вопрос: «Почему это случилось?»
У ребенка впереди вся жизнь, и он научится читать, писать, считать, но не такой дорогой ценой. Все в нашем мире развивается от простого к сложному. Так дайте малышу спокойно пройти тот путь, который вам с позиции прожитых лет кажется простым. Для него-то как раз такой путь — это та программа-максимум, без которой его движение по лесенке развития будет не плавным, а скачкообразным, а значит, что-то очень нужное и важное из мира детства ребенок пропустит.
Кстати, раннее развитие вовсе не означает обязательное обучение чтению. Это уже для авторов программ, какой смысл они вкладывают в понятие раннего развития. Может быть, не зря своего последнего ребенка Никитины не стали учить чтению в раннем возрасте? Кажется, он единственный из их детей, чье зрение осталось нормальным.
Развивать можно и нужно. Не только запоминание букв разовьет память малыша. Зачем же тогда существуют горы детской литературы именно для таких крох? Для чего созданы умные игры и игрушки? Почитайте малышу сказку, повозитесь на ковре, построй- те пирамидку! Ступайте с ним в лес, послушайте пение птиц, собирайте цветы, рассматривайте букашек! Память маленького человечка двух-четырех лет с благодарностью запечатлеет эти моменты.
Однажды я прочитала своей маленькой дочке рассказ «Лисичкин хлеб». Каково же было ее удивление, когда, гуляя со мной по лесу, девочка увидела на пеньке кусочек хлеба! Она восторженно повертела его в ладошках и тут же слопала с великим удовольствием, приговаривая: «Вот и мне Лисичкин хлеб попался!». А я стояла и радовалась, что моя хитрость удалась.
Дочке уже почти 15 лет, но она до сих пор она помнит свою находку! А вот мои попытки заняться с ней чтением в 3 года (тоже хотелось, чтобы мой ребенок не был хуже других) как-то ей ну совсем не запомнились. Да и мне, пожалуй, тоже... Помню лишь глубокое разочарование от неудачи. Прошли годы, и чтение стало любимейшим занятием для моей подросшей дочери. Всему свое время, и каждому свое время.
Попытаться заложить любовь к чтению в таком раннем возрасте вполне возможно. Даже ежедневный ритуал чтения книги перед сном и рассматривание картинок будут способствовать этому.
Может быть, если ваш малыш не желает быть маленьким вундеркиндом, стоит оставить попытки его раннего обучения? Пройдет время, и благодаря вашему терпению и мудрости из него вырастет большой вундеркинд. Пусть он пока лепит, вырезает, раскрашивает, учит стишки, слушает сказки, поет песенки, танцует, играет в умные игры, балуется и наслаждается жизнью. В конце концов, научите его просто шнурки завязывать, ведь привитая в детстве самостоятельность поможет взрастить в ребенке зачатки свободного человека. Именно эта самостоятельность, а не определенный запас знаний, вдолбленный ему в раннем детстве, позволит малышу стать взрослее.
Развивайте, любя и уважая его личность, а к определенному природой возрасту, пяти-шести годам, начинайте задумываться над тем, чему и как вы станете его обучать.
Вспоминается мне один из моих маленьких учеников. Его с пеленок растили интеллектуалом. Вместо колыбельных на ночь и милых детских стишков серьезные родители включали ему записи симфоний Бетховена и читали «Евгения Онегина». Как маленький болванчик, малыш цитировал наизусть целые страницы текста, не понимая в нем ровным счетом ничего. Среди сверстников он казался инопланетянином. Родители гордились, а он был так одинок и беспомощен в этом мире, имея в багаже своей пятилетней жизни лишь строки Пушкина...я помню чудное мгновенье…
Составитель: Предводителева Г.А., учитель-логопед