Читать с пелёнок?

Развивайте, любя и уважая личность.

До школы еще так далеко... Малышу едва исполнилось два, три, четыре годика. Но энергичные папы и мамы начинают искать пути раннего обучения ребенка наукам, в том числе и чтению.

Лично у меня обуче­ние чтению таких малень­ких детей вызывает грустную улыбку. Берет оторопь от некото­рых педагогов-новаторов, предлагаю­щих выучить ребенка читать чуть ли не в грудном возрасте. Очень хочется спро­сить продвинутых родителей и педаго­гов: зачем? Что за спешка такая?

Не стану говорить о тех малышах, которые по одним им ведомым зако­нам выучиваются самостоятельно чи­тать в самом нежном возрасте. Ну, на­учился, и, слава богу. Станет ли это его преимуществом перед сверстниками? Отнюдь нет. Мы же с вами хорошо по­нимаем, что не всякий ребенок, начав­ший, к примеру, рано ходить, имеет перед своими 6—7-летними сверстни­ками преимущества в координации движений. Именно поэтому мне ка­жутся неразумными попытки некото­рых взрослых людей насильно обучить ребенка чтению. Дети становятся за­ложниками родительских амбиций, кем-то вроде породистых щенков, ко­торых можно выставить напоказ.

Невдомек продвинутым мамам и папам, что даже нейрофизиологиче­ские законы развития мозга начина­ют бунтовать. Рановато в 2—4 года де­лать то, что рассчитано на 5—6-летне­го ребенка. Всему свое время. Данный период детства природа отвела для  развития сенсомоторной и эмоцио­нальной сфер. Конечно, можно начать диктовать природе и малышу свои ус­ловия, и, может быть, условия эти даже будут выполнены. Но если вдруг к моменту поступления в школу со­рвутся какие-то программы телесно­го развития ребенка — появятся эну­рез, страхи, еще неизвестно какие про­блемы — задайте себе вопрос: «Поче­му это случилось?»

У ребенка впереди вся жизнь, и он научится читать, писать, считать, но не такой дорогой ценой. Все в нашем мире развивается от простого к сложному. Так дайте малышу спокойно пройти тот путь, который вам с позиции про­житых лет кажется простым. Для него-то как раз такой путь — это та про­грамма-максимум, без которой его движение по лесенке развития будет не плавным, а скачкообразным, а значит, что-то очень нужное и важное из мира детства ребенок пропустит.

Кстати, раннее развитие вовсе не означает обязательное обучение чте­нию. Это уже для авторов программ, какой смысл они вкладывают в поня­тие раннего развития. Может быть, не зря своего последнего ребенка Ники­тины не стали учить чтению в раннем возрасте? Кажется, он единственный из их детей, чье зрение осталось нормальным.

Развивать можно и нужно. Не толь­ко запоминание букв разовьет память малыша. Зачем же тогда существуют горы детской литературы именно для таких крох? Для чего созданы умные игры и игрушки? Почитайте малышу сказку, повозитесь на ковре, построй- те пирамидку! Ступайте с ним в лес, послушайте пе­ние птиц, собирайте цве­ты, рассматривайте бука­шек! Память маленького человечка двух-четырех лет с благодарностью за­печатлеет эти моменты.

Однажды я прочитала своей маленькой дочке рассказ «Лисичкин хлеб». Каково же было ее удив­ление, когда, гуляя со мной по лесу, девочка увидела на пеньке кусочек хлеба! Она восторженно повертела его в ладошках и тут же слопала с вели­ким удовольствием, при­говаривая: «Вот и мне Ли­сичкин хлеб попался!». А я стояла и радовалась, что моя хитрость удалась.

Дочке уже почти 15 лет, но она до сих пор она помнит свою находку! А вот мои попытки за­няться с ней чтением в 3 года (тоже хотелось, чтобы мой ребенок не был хуже других) как-то ей ну совсем не запомни­лись. Да и мне, пожалуй, тоже... Помню лишь глу­бокое разочарование от неудачи. Прошли годы, и чтение стало любимей­шим занятием для моей подросшей дочери. Всему свое время, и каждому свое время.

Попытаться зало­жить любовь к чтению в таком раннем возрасте вполне возможно. Даже ежедневный ритуал чте­ния книги перед сном и рассматривание карти­нок будут способство­вать этому.

Может быть, если ваш малыш не желает быть маленьким вундеркин­дом, стоит оставить по­пытки его раннего обуче­ния? Пройдет время, и благодаря вашему терпе­нию и мудрости из него вырастет большой вун­деркинд. Пусть он пока лепит, вырезает, раскра­шивает, учит стишки, слу­шает сказки, поет песен­ки, танцует, играет в ум­ные игры, балуется и на­слаждается жизнью. В конце концов, научите его просто шнурки завя­зывать, ведь привитая в детстве самостоятель­ность поможет взрастить в ребенке зачатки свобод­ного человека. Именно эта самостоятельность, а не определенный запас знаний, вдолбленный ему в раннем детстве, позво­лит малышу стать взрос­лее.

Развивайте, любя и уважая его личность, а к определенному природой возрасту, пяти-шести го­дам, начинайте задумы­ваться над тем, чему и как вы станете его обучать.

Вспоминается мне один из моих маленьких учеников. Его с пеленок растили интеллектуалом. Вместо колыбельных на ночь и милых детских стишков серьезные роди­тели включали ему запи­си симфоний Бетховена и читали «Евгения Онеги­на». Как маленький бол­ванчик, малыш цитиро­вал наизусть целые стра­ницы текста, не понимая в нем ровным счетом ни­чего. Среди сверстников он казался инопланетяни­ном. Родители гордились, а он был так одинок и беспомощен в этом мире, имея в багаже своей пя­тилетней жизни лишь строки Пушкина...я помню чудное мгновенье…


Составитель:  Предводителева Г.А., учитель-логопед

webstudio: unitex.pro