Если малыш заикается

Как помочь крохе, если он страдает заиканием?

Есть разные виды лечения.

Заикание неплохо поддается коррекции при комплексном подходе. Одной рефлексии маловато, хотя и она принесет пользу. Работа сразу по нескольким направлениям эффективнее: помощь логопеда, семейного психолога, дефектолога, массажиста.  Поищите детский садик для заикающихся малышей или логосад с оздоровительным направлением. Препараты вам назначит психоневролог. Заикания бывают разными, следовательно, будет и различаться и помощь ребенку. Психолог или психотерапевт помогут разобраться с эмоциональными проблемами крохи, устранят последствия психотравмирующей ситуации, которая спровоцировала заикание, например, с помощью разных видов психотерапии: арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии. Невролог назначает лекарственные препараты, уменьшающие судороги в области артикуляционного аппарата, снимающие возбудимость. Задача логопеда – убрать запинки в речи другими способами: упражнениями на дыхание, релаксацией, логопедическим массажем, с помощью пропевания слогов, слов и фраз. В детском садике для заикающихся деток всегда в начале обучения бывает период ограничения речи (или «период молчания»), после которого вернуть плавность речи гораздо легче. Дефектолог обследует общее развитие ребенка, выявляет задержки развития ребенка и исправляет их. Обратитесь в речевые центры, специализирующиеся на заикании. Не забывайте о режиме дня и ограничивайте просмотр телевизора.

Еще 10-15 лет назад дети со слабой нервной системой, ускоренной или чуть смазанной речью, с повышенным или пониженным мышечным тонусом довольно благополучно проходили период речевого развития. И даже школьные трудности не особо отражались на их речи. В последние годы положение резко изменилось.

Огромный поток информации обрушивается сейчас на детей. Плюс отвратительная экология, увлечение электронными играми... Все это тяжелым бременем ложится на детскую нервную систему. Вот отчего у таких "проблемных" детей речь бедная, косноязычная, с запинками. Их тяжело слушать, порой трудно понять, что они хотят сказать. Я вижу этих мальчиков и девочек сразу: резкие движения рук и тела, напряженная мимика лица (особенно рта)... Они говорят, словно задыхаясь: им не хватает воздуха, чтобы договорить фразу. И если оставить все это без внимания в раннем детстве, почти наверняка можно сказать: заикание появится!


КАКИЕ   ДЕТИ   ПОПАДАЮТ   В   ГРУППУ    РИСКА?

Те, у кого нет ярко выраженной "ведущей" руки: в ход идет и правая, и левая - другими сло­вами, оба полушария головного мозга претендуют на роль ведущего, доминантного. Что из этого следует?    У такого ребенка быстро меняется наст­роение, скоро истощается внимание, он легко от­влекается от работы. Родители замечают как бы повышенную речевую утомляемость, "усталость" языка - он словно начинает заплетаться. Наблю­даются перестановки звуков в устной речи и букв, цифр - в письме. Причем творческое начало мо­жет быть хорошо развито, и речь разнообразна, но она торопливая и невнятная: за счет "съеда­ния" окончаний слов, пропуска согласных, глас­ных, сокращения длинных слов до более удобных, неправильного склонения слов по родам, паде­жам, перестановки звуков в словах (например, вместо "торт" - "тотр").

И еще: этим ребятам не­легко дается однообразная монотонная работа, требующая сосредоточенности.

Дети с родовой травмой, которая сопровожда­лась асфиксией, с перинатальной энцефалопатией. Запинки в речи - результат нестабильности нервных процессов.

Незрелые дети, когда отстает психомоторное развитие. При этом хорошее интеллектуальное и речевое развитие не получает достаточной под­держки моторики артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук из-за ее незрелости. Часто 7-летние дети ведут себя как 5-6-летние: им не хвата­ет внимания и усидчивости, основной остается иг­ровая деятельность, что приводит к конфликтным ситуациям дома и в школе...

Дополнительными факторами, провоцирующими заикание у таких де­тей, становятся ошибки в воспитании.

Нельзя, на­пример, от 5-7-летних детей требовать внимания и усидчивости в течение длительного времени, акку­ратности во всем, беспрекословного послушания и т. д. Тут уместнее снисходительность, а не неукос­нительная требовательность.

Очень плохо, когда родители, в зависимости от настроения, запрещают или разрешают одно и то же. Еще хуже, когда папа запрещает, а мама тут же разрешает.

Детям со слабой нервной системой нужны ясность и стереотипность в воспитании, а также четкий режим и единство требований со сто­роны всех домашних.

Чем меньше ребенок болеет (риниты, ОРВИ), тем лучше. Необходимо укреплять его иммунную систему. И очень важно избегать перегревания, будь то повышенная температура при заболевании, пере­грев на солнце или укутывание: чрезмерное тепло сильно угнетает нервную систему.

Для детей, о которых мы говорим, характерен "эффект третьего" – они становятся капризными и неуправляемыми при появлении нового человека. Например, ребенок играл (ел, разговаривал) с ма­мой, но пришла бабушка, и поведение резко меняет­ся в худшую сторону: теперь ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Через какой-то период все нормализуется. Но как бы то ни было, никогда - никогда! - не говорите при ребенке о его особенно­стях, трудностях в его воспитании.

В детский сад такого ребенка  лучше отдавать не раньше 5 лет: в этом возрасте этим детям легче привыкать к кол­лективу в саду, а потом и в школе.

Любое изменение привычного уклада выбива­ет из колеи надолго. Прежде чем что-либо менять в жизни ребенка, хорошенько все взвесьте.

Если ребенок левша, ни в коем случае не пере­учивайте его делать все правой рукой. И, наоборот, детей без ярко выраженной ведущей руки приучайте действовать наиболее часто используемой: выраба­тывайте доминантность (преобладание) одной руки.

Типичные предвестники заикания:

- высокий, тонкий голос

- речь ускоренная, как бы рубленая, с паузами

- повторы слогов, растягивание звуков

- частое дыхание, плечи на вдохе под­нимаются

- плечи и шея зажаты, голова в напря­жении опущена

Особенно это касается детей, у кото­рых родственники левши, заикающиеся, с быстрой "пулеметной" речью или со склонностью к неврозам.

Если ребенок стал заикаться, не впадайте в пани­ку. К сожалению, обычно окружающие в смятении и страхе начинают обсуждать это событие, искать при­чины, вызвавшие заикание. По их мнению, виновата собака, темная комната, строгая теща или свекровь, учительница и т. д. А маленький человек, переживая и чувствуя общее напряжение, начинает еще больше нервничать, бояться - и заикаться!

Именно от вашего поведения и взаимоотноше­ний с сыном или дочерью зависит, насколько успеш­но будут преодолены запинки в речи.

Не вспоминайте, с чего началось заикание. Это вовсе не главное, а часто видимой причины вообще нет. Важно выяснить, насколько ребенок перестроил свое речевое дыхание и артикуляцию, преодолевая нервное и мышечное напряжение. Обычно на первом приеме, знакомясь с малень­ким пациентом, я выслушиваю "истории" появле­ния запинок. Но меня интересуют не они, а то, как смотрит пациент - исподлобья или открыто, спо­койно, поднимаются ли плечи, втягивается ли шея, какой частоты вдохи, как он жестикулирует. Где больше всего и быстрее напрягаются мыш­цы - на шее, около рта или на животе?

Только "со­брав" эти сведения о психомоторном развитии, можно объяснить причину заикания и определить тактику лечения. Сразу хочу сказать - универ­сального способа нет и быть не может. Только индивидуальный подход!

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕИ

Во-первых, речь ваша должна быть спокойной, доброжелательной. Говорите с ребенком низким, "грудным" голосом. Вдох делайте "животом" - неза­метно, не поднимая плечи, медленно, без рывков (по­пробуйте и потренируйтесь на счет 1,2,3,4, 5). Когда ребенок хочет что-то сказать, положите руки на его ключицы, не позволяя им подниматься (просите и дальше ребенка запомнить это и не поднимать плечи). Следите, чтобы и он "вдыхал животом", а говорил низ­ким голосом, "как медведь из берлоги". Не помогают просьбы - мягко, но настойчиво требуйте, убеждайте. Если не дал результата метод врача, к которому вы обратились, это совершенно не значит, что придется ставить точку и смиряться с судьбой. Значит, это "не ваш" метод. Ищите специалиста, который будет работать не с симптомами, а с человеком. И от вас потребуется немало: огромное терпение и настойчивость.

Во-вторых, каждая часть тела должна свободно двигаться, не вовлекая в движение другие части. Проверить, как ребенок справляется с этим задани­ем, помогут несложные упражнения.

Например:

Сидя или стоя легко двигать головой вправо и влево (так, чтобы движение было естественным, бы­стрым и широким). Следите, чтобы плечи, спина, таз и ноги были в покое.

В положении сидя положить руки (без напря­жения) на широко расставленные колени, голову опустить и свободно поворачивать ее вправо-влево. Сохранять "спокойствие" в корпусе, руках и ногах. Не удерживать мышцы, а свободно сидеть.

В-третьих. Поскольку напряженный и зажатый ребенок уже приучился (или приучается) сидеть и ходить, "подтягиваясь" плечами и спиной вверх, сле­дите, как он сидит и стоит не только во время речи. Позаботьтесь о подходящем по росту стуле - ноги должны обязательно доставать до пола и хорошо упираться. Попробуйте (предупредив, конечно) под­толкнуть сидящего ребенка сзади, чтобы он потерял равновесие, и тогда, "встретив" ногами пол, он сам найдет место, где они должны стоять. Руки свободны -двигаются или лежат на коленях, а не держатся за стул, как за дополнительную опору.

Одним словом, нужна хорошая "спокойная" осан­ка раскрепощенного, свободного человека.

В-четвертых, не давайте ребенку, когда он гово­рит, смотреть исподлобья. Мягко, но крепко поддер­живайте его подбородок по направлению вверх.Можно подни­мать макси­мально высоко, благо вы на­много выше и это не будет ка­заться стран­ным. Заодно рукой почувст­вуете, насколько зажата малень­кая челюсть. Желательно, чтобы рот ребенка был максимально спокоен, не ходил ходуном вниз-вверх или вправо-влево.

Но самое главное - поскорее обратитесь к хоро­шему специалисту. Двух одинаковых пациентов не бы­вает. Каждому нужен индивидуальный подход, иногда совершенно отличный от обычного. Я до сих пор не ус­таю удивляться разнообразию проявлений заикания, и тем важнее не упустить ни одной мелочи, чтобы про­блема была решена до конца, и пациентов не мучил страх, что это опять произойдет.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ МАССАЖ   (Делают его взрослые во время речи ребенка!)

Положите указательный палец на детский подборо­док вдоль нижней губы и интенсивно двигайте кожу под­бородка вместе с губой по деснам вправо-влево: сопро­тивление губы следует преодолевать. Поясните ребенку, что нужно расслабить рот, тогда будет легко говорить.

Положите ладонь на грудь и широкими движе­ниями "создавайте" вибрацию грудной клетки.

Точечный массаж.

От нижнего края уха в сторону рта мысленно проведите линию и на расстоянии верхней фаланги указательного пальца нащупайте болезненную точку. Не отрываясь от нее, как бы ввинчиваясь, мас­сируйте (но не очень сильно) ее в течение минуты.

Попросите ребенка сжать губы и в местах, где складка кончится, будут еще 2 нужные точки. Теперь пусть расслабит рот, а вы помассируйте их минуту: это позволит расслабить мышцы артикуляционного аппарата.

На ночь в течение 2 недель делайте массаж во­ротниковой зоны (обязательно каждый день, 3-4 курса в год), особенно после гриппа, простуды и других заболеваний, сопровождающихся повышени­ем температуры.

Хорошо помогают успокоительные травяные сборы, расслабляющие ванны из ароматических трав, морской соли, кремы и другие препараты, дающие возможность снять напряжение, укрепить нервную систему.


Составитель: Предводителева Г.А., учитель-логопед

webstudio: unitex.pro