. Математическое мышление Битянова

 

Методика «Изучение математического мышления» (М.Битянова)

Цель: изучение уровня развития и особенностей логического мышления (на материале математических закономерностей).

 

Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные логические -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Материалы: тестовые бланки с рядами чисел.

Описание методики:

Школьникам предлагаются тестовые бланки , содержащие ряды чисел. Всего 17 рядов.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждый ряд чисел и продолжите его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в данном ряду закономерность. Для этого впишите ещё два числа вместо точек, в конце каждого ряда.»

Перед началом работы можно рассмотреть несколько примеров:

 

2 4 6 8 10 12 (14) (16)

10 9 8 7 6 5 (4) (3 )

1 7 2 7 3 97 (4) (7)

Обработка полученных данных: каждый правильно продолженный ряд оценивается в 1 балл. Таким образом, максимально возможное количество баллов – 17.

1 высокий уровень- 17-13 баллов

2 средний уровень- 12-9 баллов

3 низкий уровень - 8-4 балла

Полученный результат характеризует умение школьника анализировать математический материал, находить в нём скрытые закономерности. При анализе важно сравнивать полученный результат с результатами исследования словесно-логического мышления.

Групповые данные представляются в таблице:

 

 

Фамилии школьников

Сумма баллов

1 уровень

17-13 баллов

2 уровень

12-9 баллов

3 уровень

8-4 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе анализа групповых результатов необходимо обсудить несколько моментов:

- какой уровень математического мышления преобладает в классе?

- как соотносятся результаты данного теста с результатами исследования словесно-логического мышления?

-есть ли индивидуальные результаты, существенно отличающиеся от среднегрупповых, и каковы их наиболее вероятные причины?

Тестовый материал к методике:

 

Фамилия Имя_____________Класс___________Дата____________

  1. 2 3 4 5 6 7 . .
  2. 8 7 6 5 4 . .
  3. 28 29 30 31 32 33 34 . .
  4. 3 5 7 9 11 13 . .
  5. 44 55 66 . .
  6. 16 14 12 10 8 . .
  7. 23 20 17 14 11 8 . .
  8. 9 12 15 18 21 24 . .
  9. 1 4 7 10 13 16 . .
  10. 5 1 5 2 5 3 . .
  11. 91 71 51 . .
  12. 5 10 15 20 25 30 . .
  13. 3 7 11 15 19 23 . .
  14. 88 77 66 . .
  15. 4 5 7 10 14 19 . .
  16. 40 35 30 25 20 . .
  17. 26 22 18 14 10 . .

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фамилия Имя________________________Класс______________Дата____________

  1. 2 3 4 5 6 7 . .
  2. 8 7 6 5 4 . .
  3. 28 29 30 31 32 33 34 . .
  4. 3 5 7 9 11 13 . .
  5. 44 55 66 . .
  6. 16 14 12 10 8 . .
  7. 23 20 17 14 11 8 . .
  8. 9 12 15 18 21 24 . .
  9. 1 4 7 10 13 16 . .
  10. 5 1 5 2 5 3 . .
  11. 91 71 51 . .
  12. 5 10 15 20 25 30 . .
  13. 3 7 11 15 19 23 . .
  14. 88 77 66 . .
  15. 4 5 7 10 14 19 . .
  16. 40 35 30 25 20 . .
  17. 26 22 18 14 10 . .

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фамилия Имя________________________Класс______________Дата____________

  1. 2 3 4 5 6 7 . .
  2. 8 7 6 5 4 . .
  3. 28 29 30 31 32 33 34 . .
  4. 3 5 7 9 11 13 . .
  5. 44 55 66 . .
  6. 16 14 12 10 8 . .
  7. 23 20 17 14 11 8 . .
  8. 9 12 15 18 21 24 . .
  9. 1 4 7 10 13 16 . .
  10. 5 1 5 2 5 3 . .
  11. 91 71 51 . .
  12. 5 10 15 20 25 30 . .
  13. 3 7 11 15 19 23 . .
  14. 88 77 66 . .
  15. 4 5 7 10 14 19 . .
  16. 40 35 30 25 20 . .
  17. 26 22 18 14 10 . .

 

 

 

webstudio: unitex.pro