04.12.2013 06:43 Обновлено 04.12.2013 06:47
Методика «Изучение математического мышления» (М.Битянова)
Цель: изучение уровня развития и особенностей логического мышления (на материале математических закономерностей).
Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные логические -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Материалы: тестовые бланки с рядами чисел.
Описание методики:
Школьникам предлагаются тестовые бланки , содержащие ряды чисел. Всего 17 рядов.
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждый ряд чисел и продолжите его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в данном ряду закономерность. Для этого впишите ещё два числа вместо точек, в конце каждого ряда.»
Перед началом работы можно рассмотреть несколько примеров:
2 4 6 8 10 12 (14) (16)
10 9 8 7 6 5 (4) (3 )
1 7 2 7 3 97 (4) (7)
Обработка полученных данных: каждый правильно продолженный ряд оценивается в 1 балл. Таким образом, максимально возможное количество баллов – 17.
1 высокий уровень- 17-13 баллов
2 средний уровень- 12-9 баллов
3 низкий уровень - 8-4 балла
Полученный результат характеризует умение школьника анализировать математический материал, находить в нём скрытые закономерности. При анализе важно сравнивать полученный результат с результатами исследования словесно-логического мышления.
Групповые данные представляются в таблице:
№ |
Фамилии школьников |
Сумма баллов |
1 уровень 17-13 баллов |
2 уровень 12-9 баллов |
3 уровень 8-4 балла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В процессе анализа групповых результатов необходимо обсудить несколько моментов:
- какой уровень математического мышления преобладает в классе?
- как соотносятся результаты данного теста с результатами исследования словесно-логического мышления?
-есть ли индивидуальные результаты, существенно отличающиеся от среднегрупповых, и каковы их наиболее вероятные причины?
Тестовый материал к методике:
Фамилия Имя_____________Класс___________Дата____________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фамилия Имя________________________Класс______________Дата____________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фамилия Имя________________________Класс______________Дата____________