09.12.2013 11:04
Методика исследования словесно-логического мышления
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта
Р. Амтхауэра .
Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оцениваемые универсальные учебные действия - познавательные логические:
1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям.
3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.
4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.
Характер предъявления – возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.
Описание методики: в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".
Третий субтест - задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.
Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов.
Инструкции ко всем субтестам:
I субтест " Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните).
задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II субтест "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее? Правильный ответ подчеркните".
задание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III субтест "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажите, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "георгин" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выберите из тех, что я вам назову. Итак, огурец - овощ, а георгин- ... Правильный ответ подчеркните ".
задание |
||
1 |
Огурец |
Георгин |
Овощ |
сорняк, роса, садик, цветок, земля |
|
2 |
Учитель |
Врач |
Ученик |
очки, больные, палата, больной, термометр |
|
3 |
Огород |
Сад |
Морковь |
забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка |
|
4 |
Цветок |
Птица |
Ваза |
клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья |
|
5 |
Перчатка |
Сапог |
Рука |
чулки, подошва, кожа, нога, щетка |
|
6 |
Темный |
Мокрый |
Светлый |
солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный |
|
7 |
Часы |
Термометр |
Время |
стекло, температура, кровать, больной, врач |
|
8 |
Машина |
Лодка |
Мотор |
река, моряк, парус, волна, берег |
|
9 |
Стул |
Игла |
деревянный |
острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
|
10 |
Стол |
Пол |
Скатерть |
мебель, ковер, пыль, доска, гвозди |
IV субтест "Каким общим словом можно назвать ... ?
Правильный ответ запишите".
Задание |
1. Метла, лопата (инструменты) |
2. Окунь, карась (рыбы) |
3. Лето, зима (времена года) |
4. Огурец, помидор (овощи) |
5. Сирень, шиповник (кустарники) |
6. Шкаф, диван (мебель) |
7. День, ночь (время суток) |
8. Слон, муравей (животные) |
9. Июнь, июль (месяцы) |
10. Дерево, цветок (растения) |
Обработка результатов. Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.
Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 40 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:
40б. - 30б. (100%—75%) — высокий уровень развития;
29- 20б. (74%—50%)— средний уровень развития;
19 б. и менее (49%—25%)— низкий уровень развития
Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице, в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник (см. Приложение).
Также возможно использование сводных таблиц по классу, в которых указано число учеников, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления (см. Приложение).
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:
.
Представление и анализ индивидуальных данных.
Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.
Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам).
Наиболее информативными именно с точки зрения
владения операцией обобщения и
сравнения являются остальные задания.
Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.
При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.
В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
Представление и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:
Приложение
№
|
Фамилии школь ников
|
1 субтест Выде ление сущест вен ных приз наков |
2 субтест Класси фикация |
3 субтест Аналогии |
4 субтест Обобщение |
Общий балл
|
Уро вень разви тия
|
||||
|
|
№ зада ния |
Сум ма бал лов
|
№ зада ния |
Сум ма бал лов |
№ зада ния |
Сум ма бал лов |
№ зада ния |
Сум ма бал лов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник
(в графе «№ задания»).
Приложение
|
Высокий уровень развития
|
Средний уровень развития
|
Низкий уровень развития
|
Кол-во школь-ников
|
|
|
|
В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления.
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:
— преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;
— наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;
— наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);
— наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;
— словарный запас учеников и его особенности;
— интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм