Кодирование

Цель: выявление умения ребёнка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые универсальные действия: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Материал: лист с фигурками, карандаш, секундомер или часы с се­кундной стрелкой.

В каждой из фигурок ребенок должен будет нарисовать определенный символ. Тест проводится с фиксацией времени. В верхней части листа показано, какой символ должен быть нарисован внутри каждой из фигур. Следующая укорочен­ная строка — тренировочная. Далее идут тестовые строки.

Инструкция. «Здесь нарисованы разные фигуры. В каждой из них надо поставить свой значок. Наверху показано, в какой фигуре какой значок нужно рисовать (проверяющий указывает на верхнюю часть листа). Нарисуйте нужные значки в фигурах внутри рамки (проверяющий указывает на тренировочную стро­ку)». Если во время тренировки дети допускают ошибки, то проверяющий указывает на них и предлагает их исправить. По­сле того как тренировочные фигуры заполнены, проверяющий говорит: «По моей команде начнёте работу с остальными фигурами. Начнёте с первой фигуры и продолжите дальше, не пропуская ни одной. Постарайтесь выполнить задание внимательно и быстро. Работать будем 2 минуты. Как только пройдёт 1 минута, я скажу: «Перейдите на новую строку», вы переходите на следующую строку и продолжаете работу ».

Дети приступают к заполнению тестовых фигур, после команды проверяющего. Через минуту проверяющий говорит «перейдите на новую строку». По истечении второй минуты выполнение задания прекращается.

Оценка результатов

Основной показатель в этой методике — количество фигур, правильно маркированных за 2 минуты работы. Другой показа­тель, который необходимо учитывать при оценке выполнения этой методики, — количество ошибок, то есть неправильно помеченных или пропущенных фигур. Дополнительную информацию дает из­менение эффективности работы от первой минуты ко второй.

Количество правильно маркированных фигур Средние значения количества правильно маркированных фи­гур и нижняя граница нормы приведены в таблице .

 

Возраст

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

Среднее значение

24

29

33

39

47

Нижняя граница нормы

12

19

23

25

30

 

Количество ошибок

При отсутствии нарушений внимания неправильно маркиро­ванных (пропущенных) фигур или совсем нет, или очень немного (не более двух-трех).

Большое количество ошибок при низком темпе деятельности — показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации.

Большое количество ошибок при высоком темпе деятельно­сти — показатель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля.

Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятель­ности — наиболее характерный признак нарушений внимания как такового (плохой концентрации внимания, его неустойчиво­сти, отвлекаемости).

Изменения продуктивности от первой минуты ко вто­рой

Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на первой (на 10—20%). Это обусловлено эффектом врабатывания, тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак асте­нического состояния.

Уровни сформированности действия кодирования (замещения):

1 . Низкий уровень. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано.

2. Средний уровень. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25 % от выполненного объема) либо работает крайне медленно.

3. Высокий уровень: действие кодирования (замещения) сформировано. Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительное.

Приложение

 

Фамилия Имя

Количество фигур

Количество ошибок

Примечания

Уровень сформиро

ванности действия замещения (кодирования)

webstudio: unitex.pro