Сформированность логических операций мышления

Блок методик разработан Л.Я.Ясюковой на основе теста структуры интеллекта

Р. Амтхауэра.

Цель: исследование уровня развития и особенностей логических операций мышления.

Оцениваемые универсальные учебные действия - познавательные логические:

1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2. Логические действия сравнения, классификации, обобщения по заданным критериям.

3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.

4. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Оборудование: опросник, включающий четыре субтеста.

Характер предъявления – возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.

Описание: 4 субтеста, включающих в себя 40 заданий (по 10 заданий в каждом).

1. Осведомлённость («Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой - Субтест №1). В состав субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.

2. Классификация («Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой - Субтест №2). Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию и обобщению; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".

3. Аналогии («Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

Субтест №3). Третий субтест - задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

4. Числовые ряды («Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой Субтест №6). Четвертый субтест направлен на установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов.

Субтест 1 Осведомлённость

Инструкция: «Перед вами 10 задачек. К каждой задачке приведены пять вариантов ответов. Они отмечены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и подчеркнуть тот, который кажется правильным. Выбрать надо обязательно только один ответ. Если не знаете, какой ответ выбрать, мож­но эту задачку пропустить. На все задачки дается 5 минут (для 3-5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

Когда останется одна минута, пред­упредите, что пошла последняя минута. По истечении отведенного времени скажите: «Стоп. Все работу закончили».

I

1. Для езды на автомобиле необходима, прежде всего ...

1) ловкость 2) осторожность 3) выдержка 4) сила 5) внимательность

2. Тренер - это тот, кто ...

1) плавает 2) обучает упражнениям 3) прыгает 4) побеждает 5)занимается гимнастикой

3. Славы при жизни чаще всего удостаивается ...

1) художник 2) скульптор 3) поэт 4) артист 5) композитор

4. Противоположностью слова «надежда» является ...

1)разочарование 2)отчаяние 3)уныние 4) удовлетворенность 5) ожидание

5. В течение длительного времени труднее всего обойтись без ...

1) питья 2) еды 3) ходьбы 4) разговора 5) сна

6. Яд всегда ...

1) смертелен 2)болезнетворен 3)опасен 4)коварен 5)вреден

7. У осла всегда есть ...

1)хлев 2) подковы 3) сбруя 4) копыта 5) грива

8. В отношениях с людьми нужно быть ...

1) осторожным 2) хитрым 3) сдержанным 4) общительным 5)веселым

9. Начальные буквы имени и отчества называются ...

1) вензель 2) инициалы 3) автограф 4) индекс 5) анаграмма

10. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...

1)случай 2) подвиг 3) жизнеописание 4)книга 5)писатель

Субтест 2 Классификация

Инструкция: «Вам нужно найти лишнее слово. Будут даны пять слов (они под номерами: 1, 2, 3,4, 5). Четыре слова по смыслу будут под­ходить друг к другу, а одно будет неподходящее. Его нужно подчеркнуть.

Разберем пример (для 3-5 клас­сов — оба примера, для 6 класса — только второй). Какое слово лишнее: стол, стул, птица, шкаф, кровать? (Выслушать ответы.) Правильно, птица. А здесь какое лишнее: сидеть, лежать, стоять, идти, стоять на коленях? (Выслушать ответы. Даже если даются только правильные ответы, все равно пояснить, почему правильный ответ «идти», а не, к примеру, «стоять на коленях».) Лишнее слово «идти», так как все остальные слова характеризуют неподвиж­ность, отсутствие движения. Открыли задания Работаете 5 минут (для 3-4 классов, 4,5 минуты для 5 классов, 4 минуты для 6 классов). Можно начинать».

За 1 минуту до окончания сообщите, что пошла последняя минута. Если кто-то выполнит работу раньше времени. Пусть просто сидят и отдыхают. Можно перевернуть их ответный бланк или накрыть книжкой, чтобы сосед по парте не списал.

II

1. 1) молоток 2) гвоздь 3)пила 4) топор 5) отвертка

2. 1) веревка 2) канат 3) нитки 4) шнур 5) волокно

3. 1) расстроенный 2) обеспокоенный 3) обозленный 4) испуганный
5) приговоренный

4. 1) швырять 2) отдавать 3) ловить 4) бить 5) бросать

5. 1) компас 2) часы 3) дорожный указатель 4) Полярная звезда 5) курс

6. 1) веселый 2) быстрый 3) грустный 4) вкусный 5) осторожный

7. 1)очки 2) лупа 3) бинокль 4) стекло 5) микроскоп

8. 1) солнечный 2) облачный 3) дождливый 4) светлый 5) ветреный

9. 1) минута 2) секунда 3)час 4) вечер 5) сутки

10. 1) деревянный 2) железный 3) алюминиевый 4) легкий 5) пластмассовый

Субтест 3 Аналогии

Инструкция: «Переходим к следующим задачкам. Разберем пример, как надо будет работать. Будут даны два слова, напри­мер: лес — деревья. Эти два слова как-то между собой связаны. Как? (Выслушать ответы.) Правильно, можно сказать, что в лесу растут деревья. Тогда по этому же правилу, какое слово подой­дет к слову «луг»: сено, корм, куст, трава, пастбище? Если: лес — деревья, то луг—сено, корм, куст, трава, пастбище? (Выслушать ответы.) Правильно, если в лесу растут деревья, то на лугу растет трава. Еще разберем пример: два слова «темный — светлый» как-то связаны (повторить: темный — светлый), тогда по этому же правилу к слову «мокрый» какое подойдет? (Выслушать ответы.) Правильно, «сухой». Ваша задача состоит в том, чтобы понять, как связаны первые два слова, и по этому правилу подобрать подходящее слово к третьему. Правильный вариант ответа подчеркните. На работу дается 5 минут (для 3-5 классов, 4,5 минуты для 6 классов). Можно начинать. Если кто-то не понял, как отвечать, поднимите руку, я подойду и объясню». (С выполнением именно этого задания дети достаточно часто испытывают трудности.)

III

1. Маленький - большой = короткий - ...

1) длинный 2) просторный 3) широкий 4) узкий 5) глубокий

2. Огурец - овощ = гвоздика - ...

1) сорняк 2) роза 3) клумба 4) цветок 5) земля

3. Огород - морковь = сад - ...

1)забор 2)садовник 3)скамейка 4)растения 5)яблоня

4. Часы - время = градусник - ...

1)стекло 2)больной 3)кровать 4)температура 5)врач

5. Море - океан = прохлада - ...

1) осень 2) мороз 3)ветер 4) жара 5) река

6. Молоко - объем = соль - ...

1) минерал 2) кухня 3) кристалл 4) вес 5) порошок

7. Машина - растение = автомобиль - ...

1)грузовик 2) дуб 3)птица 4)кузов 5)олень

8. Радость - успех = усталость — ...

1) сон 2) отдых 3) работа 4) перерыв 5) награда

9. Машина - мотор = лодка - ...

1)река 2) маяк 3)парус 4)волна 5)берег

10. Стол - скатерть = пол - ...

1) мебель 2) ковер 3) пыль 4) доски 5) гвозди

Субтест 4. Числовые ряды

Инструкция: вы видите числовые ряды. Числа в них написаны не просто так, а с уче­том определенных закономерностей. Вам надо понять, какой закономерностью связан ряд, и вычислить то число, которое должно продолжить этот ряд. Давайте разберем пример, как надо считать. Вот числовой ряд: 2 4 6 8 10 12. Какое будет следующее число? (Выслушать ответы.) Правильно, 14. А каким числом должен продолжиться этот ряд: 9 7 10 8 11 9 12? (Вы­слушать ответы.) Правильно, 10. Здесь для решения можно ис­пользовать два способа. Сначала простой: 7, через цифру — 8, через цифру — 9, через цифру будет 10. Но этим способом все ряды не решить, хотя и он может пригодиться. Давайте разбе­рем общий принцип решения числовых рядов. Надо считать, как из первого числа получить второе, как из второго получить третье и так далее. Как из 9 получить 7? Правильно, надо от­нять 2. (Записываете «-2» под промежутком между 9 и 7.) Как из 7 получить 10? Прибавить 3. (Записываете «+3» под промежутком между7 и 10.) Как из 10 получить 8? Отнять 2. (Подписываете: «-2».) Как из 8 получить 11? Прибавить 3. (Подписываете: «+3».) Как из 11 получить 9? Вычесть 2. (Подписываете. «-2».) Как из 9 получить 12? Прибавить 3. (Подписываете: «+3».) Что у нас получилось (читаете): -2, +3, -2, +3, -2, +3. Какая должна быть следующая операция? -2. И если мы от 12 отнимем 2, то и получим 10. До­статочно вычислить одно число, которым продолжается ряд, и его надо записать вместо точек. Промежуточные операции никуда записывать не надо. Можно вообще считать в уме, можно пользоваться черновиком. Каждый может работать так, как ему удобно. На работу отводится 10 минут. Можно начинать. Если в каком-то ряду будет непонятно, какое число должно быть, то много времени не тратьте на решение, лучше пропускайте и переходите к следующему. И в середине, и в конце могут попасться менее сложные».

Это задание в общеобразовательных классах вызывает наи­большие трудности, многие дети вообще не понимают, что надо делать. Можно прорешать с ними первый числовой ряд, но дальше дети должны работать самостоятельно, как смогут, даже если они так ничего и не поняли. Попытки решений нужно поощрять, но не подсказывать и не поправлять. Следите, чтобы дети друг с друга не списывали. За минуту до окончания предупредите, что пошла последняя минута. По истечении времени скажите детям, чтобы они прекратили работу.

IV Ключ к субтесту: 24, 3,11,7, 36, 24, 18, 64, 37,4, 49, 5, 4, 21, 7

 

1. 41.

6

9

12

15

18

21

2. 42.

9

1

7

1

5

1

3. 43.

2

3

5

6

8

9

4. 44.

10

12

9

11

8

10

5. 45.

1

3

6

8

16

18

6. 46.

3

4

6

9

13

18

7. 47.

15

13

16

12

17

11

8. 48.

1

2

4

8

16

32

9. 49.

1

2

5

10

17

26

10. 50.

31

24

18

13

9

6

11. 51.

1

4

9

16

25

36

12. 52.

174

171

57

54

18

15

13. 53.

56

60

20

24

8

12

14. 54.

18

16

19

15

20

14

15.

5

6

4

6

7

5

 

 

Обработка результатов.

Исправления за ошибку не считаются, в качестве «правильного» ответа рассматривается тот, который в итоге оставил ребенок. По каждому субтесту подсчитывается сумма баллов, которая сравнивается с данными нормативной таблицы (Приложение 1). За каждое совпадение дается 1 балл.

Приложение 1.

 

Содержание

показателя

Уровни

1

2

3

4

5

слабый уровень

средний уровень

хороший (выше среднего) уровень

высокий уровень

1

Осведомлённость 4 класс

2–3

4–5

6–9

10

Осведомлённость 5 класс

3-4

5-6

7-9

10

Осведомлённость 6 класс

3-5

6-7

8-9

10

2

Классификация 4 класс

2-3

4-6

7-9

10

Классификация 5 класс

2-4

5-7

8-9

10

Классификация 6 класс

3-4

5-7

8-9

10

3

Аналогии 4 класс

2-3

4-5

6-9

10

Аналогии 5 класс

2-4

5-7

8-9

10

Аналогии 6 класс

3-5

6-8

9

10

4

Числовые ряды 4 класс

0-4

5-8

9-12

13-15

Числовые ряды 5 класс

0-5

6-9

10-13

14-15

Числовые ряды 6 класс

0-6

7-10

11-13

14-15

 

Следует учитывать темп работы ребёнка. При медленном темпе деятельности, допускается увеличение временных интервалов для выполнения субтестов.

В случаях выполнении заданий с очень низким результатом (ниже слабого уровня) необходимо дополнительное индивидуальное обследования ребёнка.

Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице (см. Приложение 2), в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник.

 

Фамилии школь

ников

1 субтест

Осведом

лённость

2 субтест

Класси

фикация

3 субтест

Аналогии

4 субтест

Числовые

ряды

№ зада

ния

Сум

ма бал

лов

Зада

ния

Сум

ма

бал

лов

Зада

ния

Сум

ма

бал

лов

зада

ния

Сумма

бал

лов

 

Приложение 2.

В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник

(в графе «№ задания»).

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

1. Наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу.

2. Наиболее хорошо развитые операции мышления по классу.

3. Наиболее слабо развитые компоненты мышления по классу (логические операции).

4. Запас знаний учеников об окружающем мире.

Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса.

Фамилия Имя________________Класс____________Дата_________

I

1. Для езды на автомобиле необходима, прежде всего ...

1) ловкость 2) осторожность 3) выдержка 4) сила 5) внимательность

2. Тренер - это тот, кто ...

1) плавает 2) обучает упражнениям 3) прыгает 4) побеждает 5)занимается гимнастикой

3. Славы при жизни чаще всего удостаивается ...

1) художник 2) скульптор 3) поэт 4) артист 5) композитор

4. Противоположностью слова «надежда» является ...

1)разочарование 2)отчаяние 3)уныние 4) удовлетворенность 5) ожидание

5. В течение длительного времени труднее всего обойтись без ...

1) питья 2) еды 3) ходьбы 4) разговора 5) сна

6. Яд всегда ...

1) смертелен 2)болезнетворен 3)опасен 4)коварен 5)вреден

7. У осла всегда есть ...

1)хлев 2) подковы 3) сбруя 4) копыта 5) грива

8. В отношениях с людьми нужно быть ...

1) осторожным 2) хитрым 3) сдержанным 4) общительным 5)веселым

9. Начальные буквы имени и отчества называются ...

1) вензель 2) инициалы 3) автограф 4) индекс 5) анаграмма

10. Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...

1)случай 2) подвиг 3) жизнеописание 4)книга 5)писатель

II

1. 1) молоток 2) гвоздь 3)пила 4) топор 5) отвертка

2. 1) веревка 2) канат 3) нитки 4) шнур 5) волокно

3. 1) расстроенный 2) обеспокоенный 3) обозленный 4) испуганный
5) приговоренный

4. 1) швырять 2) отдавать 3) ловить 4) бить 5) бросать

5. 1) компас 2) часы 3) дорожный указатель 4) Полярная звезда 5) курс

6. 1) веселый 2) быстрый 3) грустный 4) вкусный 5) осторожный

7. 1)очки 2) лупа 3) бинокль 4) стекло 5) микроскоп

8. 1) солнечный 2) облачный 3) дождливый 4) светлый 5) ветреный

9. 1) минута 2) секунда 3)час 4) вечер 5) сутки

10. 1) деревянный 2) железный 3) алюминиевый 4) легкий 5) пластмассовый

III

1. Маленький - большой = короткий - ...

1) длинный 2) просторный 3) широкий 4) узкий 5) глубокий

2. Огурец - овощ = гвоздика - ...

1) сорняк 2) роза 3) клумба 4) цветок 5) земля

3. Огород - морковь = сад - ...

1)забор 2)садовник 3)скамейка 4)растения 5)яблоня

4. Часы - время = градусник - ...

1)стекло 2)больной 3)кровать 4)температура 5)врач

5. Море - океан = прохлада - ...

1) осень 2) мороз 3)ветер 4) жара 5) река

6. Молоко - объем = соль - ...

1) минерал 2) кухня 3) кристалл 4) вес 5) порошок

7. Машина - растение = автомобиль - ...

1)грузовик 2) дуб 3)птица 4)кузов 5)олень

8. Радость - успех = усталость — ...

1) сон 2) отдых 3) работа 4) перерыв 5) награда

9. Машина - мотор = лодка - ...

1)река 2) маяк 3)парус 4)волна 5)берег

10. Стол - скатерть = пол - ...

1) мебель 2) ковер 3) пыль 4) доски 5) гвозди

IV

 

1.

6

9

12

15

18

21

2.

9

1

7

1

5

1

3.

2

3

5

6

8

9

4.

10

12

9

11

8

10

5.

1

3

6

8

16

18

6.

3

4

6

9

13

18

7.

15

13

16

12

17

11

8.

1

2

4

8

16

32

9.

1

2

5

10

17

26

10.

31

24

18

13

9

6

11.

1

4

9

16

25

36

12.

174

171

57

54

18

15

13.

56

60

20

24

8

12

14.

18

16

19

15

20

14

15.

5

6

4

6

7

5

webstudio: unitex.pro