Тест самостоятельности решения

Тест на оценку самостоятельности мышления.

(Познавательные УУД)

из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения

в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «На листочках, которые я вам сейчас раздаю, написаны логические задачки. Их всего семь. К каждой задачке приведены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочитать задачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется правильным. Правильный ответ подчеркните. Для каждой задачки нужно выбрать только один ответ. Если что-то в процессе работы будет непонятно, поднимите руку, я подойду и объясню. Рабо­тать надо самостоятельно, друг с другом советоваться нельзя. Если совсем непонятно, какой ответ выбрать, то можно эту задачку пропустить».

Необходимо наблюдать за формальной правильностью выполнения теста, чтобы в одной строчке не оказалось 2-3 ответа.

Если у кого-то обнаружится подобная форма ответа, нужно переделать работу вместе с этим учеником. Попросите ребенка (предупредив, что вслух ничего говорить не надо) пальцем показывать в листе с задачками «правильные» ответы и за него заносить их в таблицу. Для себя пометьте, что данный ребенок самостоятельно в соответствии с инструкцией работать не смог.

Время выполнения работы не должно превышать 5-7 минут.

Обработка: Правильность выполнения тестовых заданий оценивается в соответствии с ключом: 1 - б, 2 - б, 3 - в, 4 - а, 5 - в, 6 - в, 7 - б

За каждое совпадение дается 1 балл, подсчитывается общая сумма баллов. Затем с помощью нормативной таблицы для 4-5 классов определяется уровень развития самостоятельности мышления.

Интерпретация:

Самостоятель

ность мышления

Уровни

1

2

3

4

5

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

4 класс

-

0-2

3-4

5-6

7

5 класс

-

0–3

4–5

6

7

Слабый уровень самостоятельности мышления. Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребенок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнял недавно (например, дома надо решить примеры, аналогичные тем, которые он делал в школе). Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справиться. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников.

Часто несамостоятельность не ограничивается только интеллектуальной сферой. Если в семье излишне опекают ребенка, полностью продумывают и организуют его жизнь, стараются делать за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно, то происходит задержка в личностном развитии (отрицательно сказывающаяся и на интеллектуальной деятельности), которая в целом характеризуется как воспитанная беспомощность.

Средний уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в памяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справляется. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается («я сделал все, что мог, и у меня не получилось»). Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен, поэтому если возможность проверить решение отсутствует, задание может быть выполнено неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.

Хороший уровень развития самостоятельности мышления. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Применяет только адекватные алгоритмы, видит, когда нет полного соответствия, и старается подобрать подходящий. За помощью обращается редко, поскольку она ему обычно не требуется. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.

Высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операциями. Обычно сразу видит, какой способ действий надо использовать. Когда встречается со сложными заданиями, способ действия отыскивает рассуждением. Когда пользуется памятью, обязательно оценивает логически, подходит ли этот способ, прежде чем его применить. В помощи взрослых обычно не нуждается, сам может ликвидировать пробелы в знаниях и общей осведомленности.

Фамилия Имя___________________Класс___________Дата_____________

1. Какое слово будет противоположным по смыслу слову «забывать»?
а) учить б) помнить в) терять

2. Когда Коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас,
Аня была старше его. Кто моложе всех?

а) Коля б) Наташа в) Аня

3. Больше всего общего со «льдом, паром, снегом» имеет:
а) зима б) буря в) вода

4. Какое слово не подходит к двум остальным?
а) часто б) никто в) все

5. Дан цифровой ряд 2, 4, 8.... Какая следующая цифра в этом ряду?
а) 10 6)12 в) 16

6. Из ВГЛЖ получили ГВЖЛ. Что получится из ШТФБ?
а) ФБШТ б) ФШТБ в) ТШБФ

7. «Лес» так относится к «поляне», как «бублик» к ...
а) круг б) дырка в) крендель

Фамилия Имя___________________Класс___________Дата_____________

1. Какое слово будет противоположным по смыслу слову «забывать»?
а) учить б) помнить в) терять

2. Когда Коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас,
Аня была старше его. Кто моложе всех?

а) Коля б) Наташа в) Аня

3. Больше всего общего со «льдом, паром, снегом» имеет:
а) зима б) буря в) вода

4. Какое слово не подходит к двум остальным?
а) часто б) никто в) все

5. Дан цифровой ряд 2, 4, 8.... Какая следующая цифра в этом ряду?
а) 10 6)12 в) 16

6. Из ВГЛЖ получили ГВЖЛ. Что получится из ШТФБ?
а) ФБШТ б) ФШТБ в) ТШБФ

7. «Лес» так относится к «поляне», как «бублик» к ...
а) круг б) дырка в) крендель

Фамилия Имя___________________Класс___________Дата_____________

1. Какое слово будет противоположным по смыслу слову «забывать»?
а) учить б) помнить в) терять

2. Когда Коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас,
Аня была старше его. Кто моложе всех?

а) Коля б) Наташа в) Аня

3. Больше всего общего со «льдом, паром, снегом» имеет:
а) зима б) буря в) вода

4. Какое слово не подходит к двум остальным?
а) часто б) никто в) все

5. Дан цифровой ряд 2, 4, 8.... Какая следующая цифра в этом ряду?
а) 10 6)12 в) 16

6. Из ВГЛЖ получили ГВЖЛ. Что получится из ШТФБ?
а) ФБШТ б) ФШТБ в) ТШБФ

7. «Лес» так относится к «поляне», как «бублик» к ...
а) круг б) дырка в) крендель

webstudio: unitex.pro