Коммуникативные УУД

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Задание «Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию

усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в

классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному

изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы

они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо

договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта

(на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени

сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению,

умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли

дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом),

нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости)

или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства.

Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию,

каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки

(цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень

похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора;

приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек;

сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие;

следят за реализацией принятого замысла.



Общая таблица ______________класса

Дата проведения_____________________


 

 

 

 

 

 

 

па

ры

Наблюдения

Продук

тивность

совмест

ной деятель

ности

Умение

договари

ваться, прихо

дить

к общему решению, умение убеждать, аргумен

тировать и т.д;

Взаимный

контроль

по ходу

выполне

ния дея

тельности

Взаимо

помощь

по ходу рисования

Эмоцио

нальное отно

шение

к совмест

ной деятель

ности

Уро

вень

 

 

 

 

 

 

 

 

Для повторного исследования коммуникативных УУД

можно использовать аналогичное задание «Носочки»


Методика «Ковёр»

(Овчарова Р.) (2-4 классы)

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового

взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Оцениваемые универсальные учебные действия:

коммуникативные и регулятивные

- учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- допускать возможность существования у

людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Проводится коллективно на уроке художественного труда или

на других уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на

уро ке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную

роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.

Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за отдельными столами.

На каждом столе имеются совершенно одинаковые наборы

всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников,

овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет

создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр.

При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров.

На основе анализа этих образцов коллективно с детьмиустанавливаются

общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются

правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

(С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих

уроках математики и конструирования.)

Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые

ковры надо работать дружно и слаженно».

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело

дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться

между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров,

в ходе которой дети анализируют свою деятельность.

Проводится групповое обсуждение, цель которого

организация рефлексивно-содержательного анализа

совместного действия. Команды обсуждают, что

удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта

их деятельности поставленной задаче.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: на ковре нет ни одного, либо отмечается только один

оцениваемый признак;

2. Средний уровень: на ковре присутствуют два из оцениваемых признака.

3. Высокий уровень: наличие трёх из оцениваемых критериев.

Результаты проведения диагностики «Ковёр» могут быть отражены  в таблице:


 

Группа

Наличие центрального рисунка

Одинаковое оформление углов

Симметричное расположение деталей

Уровень

1 группа

+

-

-

низкий

2 группа

+

+

-

средний

3 группа

+

+

+

высокий

4 группа

+

-

-

низкий

5 группа

+

+

+

высокий

6 группа

+

+

-

средний














Для повторного исследования коммуникативных УУД можно

использовать аналогичное задание «Платок».


 

 

 

 

webstudio: unitex.pro