Леворукий ребенок в школе и дома

Леворукий ребенок в школе и дома

Исследования ученых показали, что “полных правшей” (т.е. лиц с правой ведущей рукой и ногой, ведущим правым глазом, ведущим правым ухом) около половины (50-55%), “полных левшей” - всего 6-7%, а остальные обладают смешанным типом доминантности полушарий – у них одни области активнее в левом, а другие в правом полушарии. В тесной связи с доминантностью этих зон находятся и их размеры – доминантные лучше развиты, занимают большую площадь мозга. Значит, доминантность полушария может быть полной, а может – и частичной или смешанной.

Причем, доминантность полушарий непостоянна – она может меняться в зависимости от возраста, функционального состояния или выполняемой деятельности. При этом разные зоны правого и левого полушарий определенным образом взаимодействуют друг с другом. Например, у детей примерно до 8 лет, а также при стрессе доминирует правое полушарие.

При зрительном восприятии пейзажей (или при управлении автомобилем) в большей степени активируются затылочные области правого, а во время чтения печатного текста – левого полушария. Музыкальный ритм в основном анализируется правым полушарием, а мелодия – левым. В последнее время выяснилось, что даже разные элементы и функции речи “управляются” разными полушариями. Например, глаголы связаны с левым, а существительные – с правым полушарием. Понимание интонации, переносного смысла слов выражений, а также юмора осуществляется только при сохранении правого полушария.

Убедительно доказано, что активность правого полушария связана в основном с переживанием отрицательных эмоций (горя, страха, гнева), тогда как активность левого – с эмоциями положительными (удовлетворением, радостью). При стрессе, тревоге, депрессии у правшей отмечается смещение активации из левого в правое полушарие.

Если использовать зрительную аналогию, то можно упрощенно представить, что правое полушарие “видит” окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми деталями, как фотоаппарат или видеокамера. Эта избыточность информации воспринимается как потенциально опасная неопределенность, непредсказуемость, что и вызывает отрицательные эмоции. Левое же полушарие “смотрит” на мир как будто через фильтр знания. Оно сортирует информацию, опускает детали, “видит” только основное и скорее то, что “чаще бывает” или “должно быть”. Такая упорядоченная, объяснимая, осознанная картина мира вызывает положительные эмоции.

В норме у человека более активно левое полушарие. Однако эта доминантность сильнее выражена у лиц мужского пола. Таким образом, у женщин – правшей правое полушарие относительно более активно, чем у правшей – мужчин. Это обстоятельство объясняет многие психологические различия между мужчинами и женщинами. Хорошо известно, что женщины более внимательны к деталям, у них сильнее развита интуиция. Но за это они “платят” повышенной тревожностью вдвое больше подвержены депрессивным расстройствам. Один американский психолог по этому поводу грустно пошутил: “Мужчины более склонны к патологическому смеху, а женщины – к патологическим слезам”.

Современные методы исследования функциональной активности головного мозга показали, что правшество/левшество тесно связано с асимметрией содержания в головном мозге многих биологических активных веществ, прежде всего, опосредующих и модулирующих передачу возбуждения и торможения. В связи с этим многие психотропные препараты, применяемые для лечения психических расстройств, воздействуют преимущественно на одно из полушарий головного мозга. В свою очередь, нейрохимическая асимметрия определяется генетическими факторами, то есть является врожденной.

Именно поэтому врачи не рекомендуют переучивать детей – левшей пользоваться правой рукой – это оказывает слишком большую нагрузку на мозг ребенка и может привести к нервно – психическому “срыву”.

Как следствие переучивания могут наблюдаться серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
При астеническом неврозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем удержать их внимание очень сложно. Зато возникает или усиливается двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
У леворуких детей нередки школьные страхи - перед неудачами в школе, перед письменными работами.
У левши при переучивании может также возникнуть невроз навязчивых состояний - как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни.

Как подготовить леворукого ребенка к письму

Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с леворуким ребенком до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения. Решая любой из этих вопросов, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна подготовительная работа.

Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство не умеют правильно держать ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звукобуквенного анализа. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной литературе для обозначения этого явления используется термин "дислексия" - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены.    Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин.

Еще больше проблем возникает, когда курсивному письму начинают учить леворуких детей. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. “Каракули” и “небрежный” почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться, не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребенка.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму?

Безусловно, да. Но мы должны понимать, что это во многом зависит от уровня функционального развития ребенка. Не менее важно и то, какая методика обучения используется.

Существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.

  1. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
  2. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  3. любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
  4. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
  5. Родители леворукого ребенка, должны понимать причины и следствия особенностей их сына/дочери, знать, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка.
  6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

-        научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

-        научить правильно держать карандаш (ручку);

-        научить правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движения позволяют сформировать правильную технику письма графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым. Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и не редко это бывает связанно с неправильной техникой письма, но сам он этого не осознает, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще – “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное, не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит “хорошо”, “правильно” и что именно “неправильно”, “плохо”. При этом нужно не только объяснить , как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы и правильного положения ручки.

Как надо сидеть при письме?

Вот эти правила.

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  3. Придерживать тетрадь (бумагу) правой рукой (для леворуких).
  4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).

Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7 – 10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не отпуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и коленях, опираются все стопой на подставку для ног или на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20 – 30 см от тетради (бумаги). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

-        Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 4 см. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

-        Цвет пасты должен быть темно – синим, темно – фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки – 15см, очень коротки и очень длинные ручки, лучше не использовать.

-        Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7мм и т.п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто не удобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

ВниманиеПи выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

-        Перед каждым заданием объясните ребенку его цель: “что будем делать, для чего и как”. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив – покажите.

-        Убедитесь, что ребенок понял инструкции.

-        Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь не перешагивайте через ступеньки.

-        Не переходит к последующим занятиям, если не освоены предыдущие.

-        Не забывайте, что дети 5–6 лет лучше осваивают все в игре, чем в работе.

-        Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.

Итак, десять основных шагов для обучения ребенка письму:

Первый шаг: учимся правильно сидеть.

Второй шаг: учимся правильно держать ручку и бумагу.

Третий шаг: учимся рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Четвертый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние.

Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы.

Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку).

Девятый шаг: учим печатные буквы и учимся писать их правильно.

Десятый шаг: учим элементы письменных букв.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

-        нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;

-        особое внимание следует уделить направлению письма: слева направо;

-        необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);

-        вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;

-        несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;

-        попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;

-        выполнить все задания в медленном темпе.

Предупреждение ошибок у леворуких детей в написании близких по форме букв

Наблюдения за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует подробнее рассмотреть эти буквы.

Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, З, С, Э, к, н, г. При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ букв (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

Во второй группе букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д. Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, Х, х, Ф, ф. Для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках и т.п.

Подобная предварительная работа по предупреждению ошибок зрительного характера, подготовки руки и траектории движений хорошо помогает снять отрицательные явления при обучении письму леворуких детей.

 

Практические рекомендации для учителей, родителей, воспитателей

  1. Не переучивайте леворукого ребенка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок подвержен невротизации.
  2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
  3. Леворукость – достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
  4. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.

На этих страницах я постаралась рассказать об одном из множества признаков, составляющих индивидуальную неповторимость леворукого ребенка. Признаком, на первый взгляд, не самым важным, которым, как считают многие, можно пренебречь, подравнять под большинство, переучив малыша.

-        леворукость сама по себе – не патология, а один из возможных вариантов нормы;

-        леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;

-        у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что этого не стоит делать.

Умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги и в положении собственного тела, в определении правых и левых частей влияет на становление письма, на дальнейшее правильное написание букв, различение сходных по начертанию букв, их правильное прочтение.

Упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых частей:

1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать ее или повторить название за взрослым.

2. Поднять правую руку вверх и назвать ее.

3. Поднять левую руку и назвать ее.

4. Поднять то правую, то левую руку, поочередно их называя.

5. Взять карандаш, книгу и т.д. правой рукой (или левой рукой).

6. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу. Показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу.

7. Показать правую руку у человека, сидящего напротив, показать левую руку у человека, стоящего рядом и т.д.

8. Показать на картинке (например: медвежонка) правую лапу, левый глаз и т.д.

9. Попрыгать на левой ноге, правой ноге.

10. Выполнение упражнений по инструкции: подними левую руку, согни в локте правую руку, левая рука в сторону, а правая вверх и т.д.

Упражнения, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве, пространстве листа:

1. Покажи предмет, который находится справа от тебя.

2. Назови предметы, которые находятся слева от тебя.

3. Положи книгу справа от себя, а ручку слева.

4. Где находится шкаф? (например, справа) и т.д.

5. Положить правой рукой книгу справа от себя, а карандаш – левой рукой слева. - Где находится карандаш по отношению к книге? (слева). Положить тетрадь слева от книги (рядом). - Где находится тетрадь по отношению к карандашу? (справа) и т.д.

6. Назвать среди стоящих перед ребенком трех предметов (например: мяч, пирамидка, машинка) где по отношению к пирамидке стоит машина и т.д.

7. Назвать, что на листе бумаги или на картине изображено справа, слева.

8. Написать букву или нарисовать фигуру слева (справа) от вертикальной линии.

9. Графические диктанты: - Нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки круг и т.д. - Рисование по клеточкам: 1- вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1- вниз, 2 – влево и т.д.

10. Показать среди пары (например, ботинок или рукавиц) правую, левую.

11. Показать самый большой (маленький) предмет из предложенных. 12. Показать правую (левую) половинку разрезанной на 2 части картинки.

13. Назвать, какой предмет короче, длиннее (из ряда нарисованных либо натуральных предметов).

14. Показать, кто выше, кто ниже.

15. Нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

16. Выбрать фигуру или знак среди 2-х зеркально изображенных.

17. Упражнение “Найди такой же”. Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.

18. Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения: - Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений предметов. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол и т.д.

19. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате: - Выше какого предмета находится ... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее ... (мяча)? Что находится левее ... (мяча)? - Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?

20. Упражнение "Передвигай фигуру, не дотрагиваясь" Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигурку (треугольник, звездочка, птичка), расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, " Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?"). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.

 

Составитель: учитель-логопед Предводителева Г.А.

webstudio: unitex.pro