Школьные трудности

Школьные трудности

Школьные проблемы начинаются не в школе - это аксиома, и ни у кого не вызывает сомнения о необходимости готовить малыша к школе. Единого рецепта для всех детей нет и быть не может. Дети разные. С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, а с третьим бегать, прыгать, четвёртого по минуточкам учить сидеть спокойно, не отвлекаясь. Нужно ли специально учить ребёнка? Существует две противоположных точки зрения: да - это необходимо, причем, чем раньше и интенсивнее, тем лучше будет результат; нет - не стоит торопиться, не стоит специально заниматься, всему своё время, вырастет - научится. Истина как всегда где-то посередине. С одной стороны нельзя позволять расти ребёнку «как трава», с другой нельзя переусердствовать в своём стремлении «как можно раньше, как можно больше». «Обучение ведёт за собой развитие, но научить ребёнка можно лишь тому, к чему он готов» - говорил Л.С. Выготский.

Соответствие готовности ребёнка и требований, которые к нему предъявляются – есть главное условие успешности и эффективности обучения. Нужно дать ребёнку созреть для чтения, письма, сложных логических действий, тонкокоординированных движений. Быть школьником – трудная задача, особенно для детей начальной школы. Почти всё свободное время, особенно в 1-2 классе, тратится на приготовление уроков. Все разговоры взрослых крутятся вокруг школьных проблем, домашних заданий. Пока дети маленькие в школу идут безропотно, а если дети в школе не успешны, то посещают школу без особого удовольствия.

Почти все школьные трудности можно разделить на три больших группы. Во-первых - это трудности усвоения школьных навыков.

Во-вторых - это проблемы связанные с поведением.

В-третьих – это проблемы связанные с соматическим расстройством.

Рассмотрим первую проблему подробнее. Предположим, что у ребёнка трудности по русскому языку. В тетрадях много самых нелепых ошибок и родителям кажется, что эти ошибки связаны с невнимательностью.

  1. При письме ребёнок заменяет буквы: з-с, д-т, б-п, г-к, ж-ш, в-ф, о-у, у-ю, ё-ю, р-л, ц-т. Ребёнок пишет «коса» вместо «коза», «почка» вместо «бочка», «лублу» вместо «люблю». Заменяются буквы сходные по звучанию (б-п, з-с) либо по артикуляции (ц-т, р-л)
  2. Наблюдаются и такие замены: и-у, б-д, н-к, у-ч.  В этом случае ребёнок путает буквы, близкие по написанию. Часто такие дети испытывают сложности при ориентировке в пространстве, времени на тетрадном листе.
  3. Замены и пропуски гласных.
  4. Слитное написание слов.

Эти ошибки не являются случайными и обусловлены вполне определёнными причинами. Призывы как можно больше читать, быть внимательным, бесконечное выполнение упражнений и письмо под диктовку вряд ли приведут к успеху. Помочь в таких случаях могут такие специалисты как логопед, нейропсихолог, дефектолог, психолог, которые помогут определить причину неуспешности и предложат комплекс упражнений.

Составитель: учитель-логопед, дефектолог Пшенникова И.С.

 

webstudio: unitex.pro