02.09.2013 09:35
Школьные трудности
Школьные проблемы начинаются не в школе - это аксиома, и ни у кого не вызывает сомнения о необходимости готовить малыша к школе. Единого рецепта для всех детей нет и быть не может. Дети разные. С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, а с третьим бегать, прыгать, четвёртого по минуточкам учить сидеть спокойно, не отвлекаясь. Нужно ли специально учить ребёнка? Существует две противоположных точки зрения: да - это необходимо, причем, чем раньше и интенсивнее, тем лучше будет результат; нет - не стоит торопиться, не стоит специально заниматься, всему своё время, вырастет - научится. Истина как всегда где-то посередине. С одной стороны нельзя позволять расти ребёнку «как трава», с другой нельзя переусердствовать в своём стремлении «как можно раньше, как можно больше». «Обучение ведёт за собой развитие, но научить ребёнка можно лишь тому, к чему он готов» - говорил Л.С. Выготский.
Соответствие готовности ребёнка и требований, которые к нему предъявляются – есть главное условие успешности и эффективности обучения. Нужно дать ребёнку созреть для чтения, письма, сложных логических действий, тонкокоординированных движений. Быть школьником – трудная задача, особенно для детей начальной школы. Почти всё свободное время, особенно в 1-2 классе, тратится на приготовление уроков. Все разговоры взрослых крутятся вокруг школьных проблем, домашних заданий. Пока дети маленькие в школу идут безропотно, а если дети в школе не успешны, то посещают школу без особого удовольствия.
Почти все школьные трудности можно разделить на три больших группы. Во-первых - это трудности усвоения школьных навыков.
Во-вторых - это проблемы связанные с поведением.
В-третьих – это проблемы связанные с соматическим расстройством.
Рассмотрим первую проблему подробнее. Предположим, что у ребёнка трудности по русскому языку. В тетрадях много самых нелепых ошибок и родителям кажется, что эти ошибки связаны с невнимательностью.
Эти ошибки не являются случайными и обусловлены вполне определёнными причинами. Призывы как можно больше читать, быть внимательным, бесконечное выполнение упражнений и письмо под диктовку вряд ли приведут к успеху. Помочь в таких случаях могут такие специалисты как логопед, нейропсихолог, дефектолог, психолог, которые помогут определить причину неуспешности и предложат комплекс упражнений.
Составитель: учитель-логопед, дефектолог Пшенникова И.С.