Диагностико-прогностический скрининг

 

Е.А.Екжанова

ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

СКРИНИНГ

В ПЕРВЫХ КЛАССАХ

Обследование может быть проведено непосредственно воспитателем или учителем, постоянно работающим с данной группой детей, в короткие сроки и с минимальной подготовкой со стороны педагога. Для его проведения рекомендуется вторая-третья недели сентября, когда первоклассники уже немного адаптировались к школе. Обследование класса занимает обычно один урок продолжительностью 45 минут.

Обследование проводится с использованием набора, состоящего из трёх заданий: "Графические ряды", "Точки", "Рисунок дома-дерева-человека". Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности, об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо­физиологических составляющих психической деятельности ребенка.

Полученные результаты достаточно наглядны, легко обсчитываются по 10-балльной системе, а главное, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкрет­ным ребенком. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, на­метившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОСТИЧЕСКОГО СКРИНИНГА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ

Предъявляемые детям задания исследуют, с одной стороны, уровень их умственного развития, а с другой стороны, они позволяют педагогу судить об уровне развития у учащихся предпосылок учебной деятельности: умении самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания. К предпосылкам учебной деятельности относятся также сформированное зрительно-пространственное восприятие и развитая продуктивная деятельность, которая изучается при рисовании детьми заданных изображений: дома, дерева и человека.

Чтобы правильно оценить особенности мелкой моторики детей, особое внимание педагогу нужно уделить правильному воспроизведению предлагаемых образцов (в психологии они называются стимульным материалом). Эти образцы подобраны особым образом с тем, чтобы увидеть не только особенности мелкой ручной моторики детей, но и оценить их возможности в умении следовать четко заданной программе двигательного акта, увидеть способности детей к воспроизведению плавной "кинетической мелодии", в которой имеется компонент интеллектуального обобщения, выявить возможности детей в осуществлении планирования и самоконтроля (8).

Первое задание "Графические ряды" включает четыре типа узоров. Первый и второй узоры состоят из простых, законченных по содержанию графических эталонов, в которых отражена завершенная программа действия (см. Приложение 1). В вербальном плане эта завершенность действия может быть представлена, например, как "гора большая и маленькая, гора большая и маленькая, гора большая и маленькая" - о втором узоре. В третьем и четвертом узорах графический образец отражает незавершенность программы выполняемого действия. Поэтому ребенок вынужден самостоятельно сначала в умственном плане завершить предъявляемый узор, а лишь затем на этой основе воспроизвести заданный образец. В речевом плане такие задания могут быть описаны, например, как "башня, крыша, башня, крыша, башня" - о третьем узоре. Конечно, в действительности весь этот процесс происходит в "свернутом виде", и при выполнении задания достаточно развитым ребенком педагог не отмечает специфических особенностей в правильно выполненном узоре. Но если в работе ребенка потерян вступительный элемент узора (в третьем или четвертом рядах), а в самом ряду встречаются пропуски элементов, то это подскажет педагогу, что такой ребенок недостаточно внимателен, испытывает трудности при анализе образца, плохо представляет предметные образы, а в педагогическом плане нуждается в повышенном внимании со стороны учителя на старте любой учебной деятельности.

Кроме того, качественный анализ пропусков, например, если они сосредоточились в конце выполняемого узора, может подсказать, что данный ребенок сильно истощаем в психо-физиологическом плане. Такой вывод предполагает изменение педагогической стратегии ведения данного ребенка, в которой могут быть усилены игровые, занимательные моменты заложена повторяемость изучаемого материала, а главное - усилены требования педагогического охранительного режима (регулярные проветривания класса, обязательное чередование труда и отдыха, повышенное внимание физическому развитию ребенка).

Следующее задание - "Точки". Это узор из точек. Задание восходит к ориентировочным тестам школьной зрелости А.Керна (1963) и Я.Йерасека (1978). Узор состоит из 10 точек, имеющих четкое пространственное расположение (см. Приложение 1). В заданном образце точки должны строго находиться в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий тетрадного листа. Мы сознательно использовали в этом задании листы из школьной тетради в клетку, поскольку сформированные предпосылки учебной деятельности предполагают у ребенка наличие умения ориентироваться и на обычной плоскости листа бумаги, и в тетради. Однако если исследуются дети дошкольного возраста, то им можно предложить более крупную клетку. Особое внимание при предъявлении этого образца нужно обратить на качество точек, они должны быть четко видными, достаточно толстыми, но не жирными, и, конечно, все одинакового размера. Заданный узор из точек может быть отделен от того места, на котором предлагается рисовать точки детям, вертикальной линией.

Третье задание "Рисование дома-дерева-человека" включает в себя рисование на обратной стороне листа трех изображений - дома, дерева и человека. Включение этого задания обусловлено высокой информационной значимостью графических рисовальных тестов и их широкой распространенностью в практике большинства стандартизованных психологических исследований. Анализ рисунка выявляет первичные представления ребенка об окружающем, рассказывает об уровне его интеллектуального развития, характеризует уровень комфортности существования ребенка в семье и в мире. Кроме того, качество линий позволяет судить о развитии у ребенка мелкой моторики, расположение изображений и их частей представляет особенности ориентировки ребенка в пространстве, степень нажима на карандаш, размеры изображений выявляют частные психо­физиологические параметры психики ребенка. Мы убеждены, что при систематической работе с рисовальными тестами каждый педагог почувствует их значимость, как для определения интеллектуальной зрелости своих воспитанников, так и для изучения их личностных особенностей. Предлагаемая в методике интерпретация теста опирается на результаты исследований Дж.Бука (1948), Г.Э.Абреу (1985) и Е. А.Екжановой (1989). Однако необходимо учитывать, что большинством исследователей подчеркивается отсутствие прямых зависимостей между качеством рисунка и интеллектуальными возможностями ребенка. Излишняя детализация изображений может наблюдаться у детей с низкими возрастными показателями, а лаконичные, слабо детализированные изображения встречаются у детей с высокими интеллектуальными способностями. Чтобы избежать возможных ошибок, целесообразно сравнивать между собой не работы разных детей, а результаты продуктивной деятельности одного и того же ребенка, но выполненные с большим временным разрывом, например, в начале и в конце учебного года.

Это говорит о несформированности у ребенка слухо-рече-двигательных координаций, что может указывать на психо-физиологическую незрелость ребенка и на его неготовность к усвоению языковой системы в процессе обучения. Выявление подобной неготовности с одновременным анализом выполненного ребенком задания укажет педагогу на главное направление коррекционной работы в течение начального периода обучения. Здесь возможен творческий поиск: так, если такой ребенок без ошибок воспроизводит графические образцы, то возможно использование разнообразных зрительных опор, которые создадут основу в виде зрительно-слуховых координации, и уже на их базе сложатся механизмы взаимодействия различных сенсо-моторных систем.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Для проведения обследования индивидуально на каждого ребенка у педагога должно быть следующее: простой карандаш и подготовленный особым образом одиночный листочек в клетку. Клетка должна иметь стандартные размеры для первоклассников и хорошо подготовленных воспитанников подготовительных групп, а когда обследуются дети более младшего возраста или дошкольники с сенсомоторными проблемами, то целесообразно подготовить листочки в более крупную клетку (см. Приложение 1). Если у педагога есть возможность изготовить на ксероксе комбинированные листочки, на которых имеется часть в клетку - для выполнения графических рядов и точек, а часть пространства - для выполнения рисунков - остается в виде белого листа бумаги, то ею необходимо воспользоваться для обследования.

До предъявления инструкции листочки детям не раздаются.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ

Инструкция произносится голосом средней громкости с четкой дикцией и паузами между словами. На значимых словах инструкции высота голоса понижается. При объяснении заданий педагог должен стоять перед детьми на средней линии класса и стараться не перемещаться вдоль этой линии. И вообще, при объяснении заданий педагогу желательно стоять на месте, говорить негромко, усиливая свою речь лишь жестикуляцией.

Инструкция дается детям в речевой форме, без показа способов выполнения заданий на доске, сразу обо всем объеме работы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С ИНСТРУКЦИЕЙ

Звучит она так: "Ребята, сегодня вы будете выполнять интересные задания на листочках. Посмотрите на мой листочек бумаги. У вас будут точно такие. Сейчас я объясню, что надо будет сделать".

ПЕРВАЯ СТОРОНА ЛИСТОЧКА

Педагог предъявляет детям подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первое задание, говорит: "Сначала вы будете рисовать вот такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисовано 4 узора, и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего".

Если обследуются дети более младшего возраста, дети, не имеющие дошкольной подготовки в детском саду или с сенсо-моторными трудностями, то можно добавить следующую фразу: "Чтобы правильно нарисовать узор, вам нужно будет поставить кончик карандаша в то место, где я остановилась, и продолжить узор до самого конца строчки " "Второе задание - это тоже узор, только из точек. Вам надо будет внимательно посмотреть на образец и рядом нарисовать точно такой же узор один раз". (Слово "один" выделяется голосом, но дважды не повторяется).

"Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернете листочек на другую сторону и будете рисовать рисунки". (Одновременно с этими словами педагог переворачивает листочек на чистую сторону).

ВТОРАЯ СТОРОНА ЛИСТОЧКА

"Посмотрите, здесь (палец показывает пространство листа, охватывающее левую часть листка) вы нарисуете ДОМ, вот здесь - (палец обрисовывает правую сторону листочка) - ДЕРЕВО, а вот здесь -(середина листа обводится пальцем) - ЧЕЛОВЕКА".

ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ С ИНСТРУКЦИЕЙ

"Ребята, вам понятно, что мы сегодня будем делать?" - спрашивает затем педагог. Обычно в ответ слышится дружное "да", но это не является свидетельством того, что дети четко поняли задание. Поэтому проводится повторный беглый инструктаж, но уже по вопросам к детям. Здесь допускаются как ответы хором, так и одиночные ответы по поднятию руки ребенком.

Сценарий этого опроса приблизительно следующий: "С какого задания мы начнем работу?" (Опять на листочке одновременно с детским ответом педагог жестом указывает на первый узор и проводит рукой под всей строчкой, где он будет продолжен, условную линию до границы листа).

"Что мы будем рисовать после узоров из линий?" (Педагог может в словесной форме подтвердить, что это будет узор из точек)

"Где нужно нарисовать дом?"

"Где должно быть нарисовано дерево?"

"Где вы нарисуете человека?"

Одновременно с детскими ответами на эти вопросы педагог второй раз указывает жестом на местоположение изображений и говорит: "Да, верно, здесь вы нарисуете дом/дерево/человека". Затем идет следующее указание: "Когда вы закончите все свои рисунки, вы тихонько поднимите руки, а я вас буду вызывать к себе по одному и каждому задам еще несколько вопросов". Итоговое высказывание: "Вам теперь понятно, чем мы будем заниматься сегодня на занятии/уроке? Если у вас нет больше вопросов, то я сейчас вам раздам листочки, и вы можете брать в руки карандаши и начинать работу". (Если у отдельных детей возникают вопросы, то на них педагог отвечает шепотом индивидуально каждому ребенку. Особых разъяснений быть не должно, а главная задача -внушить детям уверенность, что с заданиями они справятся).

ВЫПОЛНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОБ И РИСУНКОВ

Как уже отмечалось, на выполнение задания отводится один урок учебного времени в начале учебного года, когда дети уже первоначально освоились с учебной ситуацией, но еще не овладели школьными навыками.

Предъявив задание согласно вышеприведенной инструкции, педагог может оказать необходимую индивидуальную помощь ученикам своего класса в уточнении понимания задания, но желательно, чтобы она была минимальной. В то время, когда дети рисуют на листочках узоры и предметные изображения, педагог может тихо ходить между рядами, стимулируя пассивных учащихся или сдерживая гиперактивных детей в проявлении бурных поведенческих реакций. Однако делать это целесообразно с использованием тактильно-двигательных способов (погладить ребенка по плечу, вложить ему карандаш в руку), а не отвлекать детей своей речью.

По мере того, как дети выполняют задание и поднимают руки, сигнализируя, что они закончили первую и вторую части работы, педагог переходит к третьей части обследования, направленной на изучение состояния операции звукового анализа у детей.

ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКИХ РАБОТ

Для того, чтобы грамотно воспользоваться результатами проведенного обследования - изучать по ним динамику развития ребенка, совершенствовать коррекционную работу, сравнивать между собой тенденции в развитии детской популяции, меняющиеся из года в год - необходимо уделить внимание четкому оформлению листочков, с которыми работали дети. На первой стороне листа в левом углу пишется дата обследования ребенка, а в правом указывается его фамилия и имя, дата рождения, под ней в скобках -количество полных лет и полных месяцев, которые исполнились ребенку со дня его рождения на момент обследования; далее номер школы, класс и профиль класса. Например: Иванов Петя. 09.05.90 г. (7 л. 4 мес), 1-б (1-3), "углубл. языковой".

Если во время проведения обследования или во время последующей беседы, что-то в высказываниях ребенка поразило или удивило - запишите, но не в отдельную тетрадку, а сюда же на листочек. В последствии эти заметки могут подсказать ситуации, значимые для про­ведения коррекционно-развивающей работы с ребенком или послужат ключом к объяснению имеющихся у ребенка трудностей. Обязательно укажите на листочке специфические особенности выполнения задания ребенком, например, его левшество. Обратите внимание, что все записи на листочках делаются педа­гогом уже после того, как ребенок закончил свою работу.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ В БАЛЛАХ

1.Графические ряды.

За каждый верно выполненный ряд - 1 балл. При этом уплотнения или расширения элементов в узоре, выход узора за пределы строки, "сползание" узора вверх или вниз ошибкой не считаются. Главное - четкость в воспроизведении заданного чередования, т.е. умение выполнить заданную программу действия. За один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвертом рядах ) - 0,5 балла. За изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без связи их в единую кинетическую (двигательную) мелодию:

дошкольникам - 0,5 балла,

школьникам - 0 баллов.

При двух и более сбоях, при одном сбое и одном нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности - 0 баллов.

Таким образом, максимальная суммарная оценка за правильно выполненные графические ряды - 4 балла, а минимальная - 0 баллов.

2. Узор из точек.

За верное воспроизведение узора один раз без повторений и грубого искажения пропорций - 1 балл. За верное воспроизведение с персеверациями

(повторениями) и незначительным уплотнением или растяжением - 0,5 балла.

За значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образец или утрату точек в собственном рисунке - 0 баллов.

За заполнение всего пространства точками и добавление точек к образцу, за соединение точек образца линиями - 0 баллов.

Таким образом, максимальная оценка за правильно выполненное задание - 1 балл, минимальная - 0 баллов.

3. Рисунок.

За хорошо выполненное изображение каждого из трех рисунков в плоскостном и/или контурном виде с отражением основных и второстепенных деталей - 1 балл (за каждый рисунок).

Хорошо выполненным изображением считается довольно крупное по размеру изображение, выполненное с хорошим мышечным контролем при рисовании линий. Высоко оценивается попытка нарисовать дом с угла, передать перспективу, загораживание одного предмета другим. В рисунке должны быть отражены основные признаки предметов: у дерева - четкий ствол, а не просто палочка, сучья с ветками или крона; у дома - стены, крыша, окна, дверь (замечательно, если дом многоэтажный); у человека - довольно крупная фигура, наличие одежды;

хорошо, если передается движение, на лице отражается эмоция. Все изображения или их отдельные детали раскрашены. Особенно позитивным моментом изображения считается попытка ребенка логически связать все три изображения, отобразить их пропорциональные соотношения, соединить единым сюжетом.

Однако возможен и другой тип изображения, который тоже оценивается 1 баллом. Очень лаконичное по стилю изображение, без излишней детализации, каждый рисунок выполнен изолировано, размер у всех рисунков одинаково средний. Четко прорисованы основные детали. При выполнении таких изображений ребенок часто ориентируется на клеточки листка.

За контурное выполнение рисунка при отсутствии некоторых второстепенных деталей (шея, пальцы – у человека; листья, ветки второго порядка - у дерева; крыша с дополнительными деталями, занавески на окнах, ступеньки - у дома) - 0,5 балла.

За мелкое (но правильное) изображение - 0,5 балла.

За попытку изобразить человека в профиль, дом – с угла, отобразить вид дерева, даже если в рисунке не учитываются пропорциональные соотношения всех трех предметов между собой и слаба техника изображения - 0,5 балла.

За очень мелкое изображение - 0 баллов.

За схематичное, контурное изображение с нечеткостью в передаче формы предметов - 0 баллов.

За грубое схематичное изображение, в котором отсутствуют основные детали - 0 баллов.

К грубым схемам должны быть отнесены изображения деревьев в виде столбов с симметрично отходящими от них ветками, геометризированные изображения деревьев, выполненные слабой, дрожащей линией; "летающие" в пространстве схематичные изображения домиков с незамкнутыми контурами и искажениями форм и пропорций; грубые фронтальные изображения человека с руками и ногами из линий разной длины, с головой, примыкающей к туловищу, с лицом, в котором отсутствуют важнейшие детали - нос, рот, уши, волосы.

За фрагментарное, плохо узнаваемое изображение – 0 баллов.

Таким образом, максимальная суммарная оценка за выполнение рисунков - 3 балла, а минимальная – 0 баллов.

5. Моторика.

Отдельным баллом оценивается состояние мелких ручных навыков у детей, которое выявляется при выполнении графических рядов и рисунков. За четкость движений, необходимых для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами и надлежащей координацией при раскрашивании без тремора (дрожания) и грязи при хорошем среднем и сильном нажиме - 1 балл. В остальных случаях балл не дается. Максимальная оценка за моторику - 1 балл, минимальная - 0 баллов. Промежуточная оценка отсутствует.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ИТОГОВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Как видно из представленных материалов, испытуемый может получить от 9 до 0 баллов по итогам выполнения заданий. Многолетний опыт проведения исследований в школьных учреждениях и в подготовительных группах детских садов, а также большое количество фактического материала позволило нам разделить все возможные варианты выполнения заданий на четыре группы.

1 группа: 9– 7,5 баллов - высокая возрастная норма.

2 группа: 7 – 5,5 баллов - стабильная середина. (возрастная норма - для дошкольников и шестилеток, недостаточно хорошо - для семилеток и ниже среднего - для второклассников)

3 группа: 5 - 2,5 балла - "группа риска".

4 группа: 2-0 баллов - "беда".

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ, ОТНЕСЕННЫХ

ПО ИТОГАМ ТЕСТИРОВАНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ

Предложенная методика позволяет оценить с достаточно высокой степенью надежности у детей седьмого-восьмого годов жизни уровень развития перцептивно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации произвольной деятельности. Данные обследования позволяют оценить готовность детей к успешному обучению в начальной общеобразовательной школе и их возможности самостоятельного овладения сложной постоянно меняющейся окружающей действительностью.

Возраст от 6 до 8 лет выбран не случайно. Именно в это время формируются психологические новообразования, свидетельствующие о переходе ребенка от периода дошкольного возраста к состоянию школьника. Выделенные с помощью предложенной методики четыре группы детей различаются между собой, в первую очередь, уровнем своей психо­физиологической зрелости. Эти группы были выделены при анализе 2 тыс. работ московских дошкольников и учащихся первых классов с разным уровнем развития их познавательных способностей. Дети, отнесенные к этим четырем группам, отличаются между собой не только различным психолого-педагогическим статусом, но и нуждаются в разных видах коррекционно-развивающей помощи, которая может быть им предложена как в общеобразовательной школе, так и за ее пределами.

Первая группа условно называется "высокая возрастная норма". К ней относятся дети с высокой для их возраста психо-физиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации в произвольных видах деятельности, хорошо развита зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами-представлениями и представлениями об окружающем их мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Большинство из них обладает достаточно высоким темпом психической деятельности. Дети активны, любознательны, уверены в себе и в доброжелательности окружающих людей. Мотивационно-потребностная сфера таких детей направлена на успешное решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.

Вторая группа - "стабильная середина". К ней относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психо-физиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется в более полной мере при выполнении детьми заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно.

Часто они допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью. По мягкое подбадривание и привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению способствует тому, что ребенок успешно справляется с заданием. Обычно дети, отнесенные к этой группе, любят рисовать, лепить и заниматься конструированием. Их рисунки - крупные, достаточно подробные, но по невнимательности дети могут опустить существенные или второстепенные детали. Однако в речи такой ребенок восполняет с лихвой то, что он забыл нарисовать или оказался неспособен выразить графически.

Третья группа детей неспроста называется "группой риска". В работах этих детей мы наблюдаем явления частичного соскальзывания с предложенной инструкции. У них отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Иногда можно видеть, как дети, выполнившие задание на данном уровне, поглядывают на листочек соседа, копируя его работу, но это хороший показатель, поскольку он позволяет исключить у ребенка подозрение на более глубокое отставание в умственном развитии, т.к. умственно отсталый ребенок этого возраста даже не догадывается посмотреть, что делает сосед, и выполнить задание по аналогии. Однако многие дети затрудняются проанализировать заданный образец и нее графические пробы выполняют идентично. Но следующее задание они могут выполнить правильно, точно передавая образец из точек. И в этом мы видим своеобразие детей группы риска. Для таких детей характерно неравномерное развитие их функций. В их рисунках мы можем увидеть мышечный контроль среднего уровня, довольно ровные линии и углы, по сами изображения будут примитивными по содержанию и/или плохо ориентированными на плоскости. А в другом случае частично выполненные графические пробы, пусть и с плохим мышечным контролем, будут сочетаться с полным отсутствием фонематического слуха. У большинства из этих детей при последующем более углубленном обследовании выявляются явления так называемой "минимальной мозговой дисфункции". Это не означает, что все такие дети подлежат переводу из общеобразовательных классов в коррекционно-развивающие классы. По ним ребятам требуется несколько иная стратегия обучения. Как показывают наши наблюдения, детей относимых к "группе риска" в одном классе или группе детского сада может оказаться до 30-40%. Любой здравомыслящий педагог понимает, что всех их не вывести и специализированные классы/группы. Да, большинство из них в этом и не нуждается. Для таких детей необходим более длительный пропедевтический период обучения в общеобразовательной школе. В это время особое внимание нужно уделить не усвоению учащимися программного материала, а становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, развитию интереса к сотрудничеству со взрос­лыми и со своими сверстниками, подготовке базовых познавательных навыков. К таким навыкам можно отнести развитие сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха. Формы обучения в такой пропедевтический период должны существенно отличаться от традиционных учебных форм. Они скорее ближе к игровым, занимательным занятиям, к проведению которых хорошо подготовлены воспитатели дошкольных учреждений. Поэтому высока значимость проведения скрининговых обследований в подготовительных группах детского сада, когда еще имеется временной задел для компенсации имеющихся у детей недостатков.

Достаточно часто в наше нелегкое время мы отмечаем выраженные случаи грубой педагогической запущенности, когда дети воспитывались бабушками и дедушками в удаленных деревнях или по семейным, жилищным, социальным обстоятельствам не посещали дошкольных учреждений или были оторваны от общества сверстников. У этих детей могут отсутствовать учебные навыки, некоторые из них не знают, что такое клей, пластилин. Но при соответствующей педагогической поддержке, сочетающейся с наверстыванием упущенного на ранних этапах развития, эти дети достаточно легко адаптируются в коллективе сверстников. Гораздо хуже, когда явления педагогическом запущенности наслаиваются на церебрально-органическую недостаточность. Здесь без консультации с психоневрологом не обойтись. И педагоги должны четко знать, что всех детей, чьи работы попали в разряд "группа риска" целесообразно проконсультировать у врача-специалиста и дефектолога.

Четвертая группа названа "'беда'', и это часто действительно беда и для ребенка, и для его семьи, и для педагога.

В самых тяжелых случаях мы видим в детских работах полное отсутствие понимания того, что от них требуется. Ребенок увидел зигзаги и заполнил ими все имеющееся в его распоряжении пространство. Образец из точек ребенок также не может проанализировать: он не понимает внутренней структуры образца, а иногда и смысла самого задания Особое внимание привлекают предметные рисунки, выполненные детьми этой группы. В них отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Так, у человека вместо рук могут быть нарисованы подобия плавников, дерево имеет "елочную", "телеграфную" конструкцию или напоминает какое-то сооружение из палочек, завиточков и штрихов. Графические пробы не выполнены, но создает узнаваемые предметные изображения: достаточно крупные, отражающие основные детали объектов, с отнесением изображений к краю листа или к какому-либо обозначению земли на нем. При индивидуальной работе такой ребенок оказывается смышленым, показывает умение общаться со взрослым, понимает его инструкции. Это показатель хорошего прогноза в работе с этим ребенком, но педагогу придется учитывать, что такой ребенок на начальных этапах обучения будет нуждаться в большом количестве индивидуальной помощи. В противном случае он рискует выпасть из темпа деятельности класса или группы, и в действие включится механизм запуска дезадаптационных процессов. Однако во всех случаях следует помнить, что все дети, чьи работы попали в четвертую группу, должны быть проконсультированы специалистами и, после решения вопроса о путях их дальнейшего обучения и воспитания, находиться под постоянным вниманием со стороны педагогов и воспитателей.

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДЕТСКИХ РАБОТ

Безусловно, отнесение ребенка к той или иной вышеописанной группе дает педагогу и психологу определенные ориентиры в построении системы коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, но сейчас нам бы хотелось остановиться на индивидуальных особенностях детских работ, которые представляют интерес как для педагога, так и для родителей детей, а также могут быть полезными не только с целью получения информации о психо­физиологической зрелости детей, но и о личностных. эмоциональных и даже социальных особенностях конкретного ребенка.

Для получения данных под указанным углом зрения необходимо особое внимание обратить на два значимых фактора: общий вид детской работы и специфику выполнения рисовальных тестов "дом-дерево-человек". При рассмотрении общего внешнего вида работы педагог сможет увидеть, насколько хорошо ребенок владеет пространством листа бумаги, заполняется ли оно полностью, или продукты детской деятельности ютятся по углам, резко смещаются в какую-то одну сторону.

Осмысление этих явлений может осуществляться с учетом психоаналитических тенденций и подходов. Однако даже человек, не знакомый с этим направлением развития психологической мысли, достаточно легко увидит опрятна ли работа, выдержано ли направление движения строк, насколько совершенен мышечный акт, необходимый при выполнении того или иного движения, компактен ли рисунок штриха или он слишком размашист, неровен.

Интересные наблюдения может сделать педагог, обративший внимание на детские ошибки при воспроизведении графических рядов. Так, если ребенок допускает сбои на старте работы с рядом, то мы можем допустить, что и в повседневной учебной деятельности такой ребенок будет испытывать трудности на этапе вхождения в деятельность, особенно при знакомстве с новым материалом. В коррекционной работе с ним необходимо давать четкие установки разного уровня сложности дo начала работы, включать полимодальные модели объяснения задания (сочетание показа -визуальная модальность, с последующим объяснением - слуховая модальность), удлинять временной интервал ориентировки ребенка в задании. Незавершенные, т.е. не доведенные до границы листочка, ряды укажут нам на боязливого, робкого ребенка со сниженной самооценкой. Об этом же скажут и детские отказы от деятельности. А где так резко проявляется боязливость? Конечно, в жесткой иерархированной семье, в семье с доминантной мамой в социально дисгармоничной семье Неуверенного, тревожного ребенка можно увидеть и по качеству штрихов. Линии в графическом ряду будут дисгармонично неровными, короткими, со слабым нажимом. Подобные работы следует отличать от работ детей с гипотонусом, у них тоже будет слабый нажим, истончающаяся линия, но эта линия истончена во всех рядах гармонично. Линии с очень сильным нажимом характерны для достаточно агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями. Этот признак может быть усилен акцентуацией линий на резкие угловатые завершения на концах стыков. Еще более будет подчеркнут этот признак при наличии и в изображениях дома и человека жестких штриховок, с резкими выходами за пределы контура, что указывает также и на импульсивность детских эмоциональных реакций. Выявленная специфика должна быть учтена учителем при проведении уроков в школе, поскольку в противном случае эти дети будут мешать и себе, и классу.

Поскольку графические ряды напоминают строчки в тетради, по ним можно увидеть складывающиеся графологические особенности почерка у ребенка, а они напрямую связаны с его личностно-психологическими особенностями. Так, ровный, умеренный по силе нажим отражает уравновешенность, уверенность в себе, способность к волевым усилиям, умение проконтролировать свои действия. Неровный им­пульсивный нажим свидетельствует о порывистости, импульсивности волевых актов, излишней впечатлительности ребенка, иногда его трактуют как неспособность к систематическому труду. Жирный нажим указывает на преобладание чувственных, зачастую эмоционально вычурных переживаний. Для детей с очень слабым нажимом характерна тенденция к постоянным колебаниям при принятии решений, неуверенность, приступы страха и опасений, иногда могут отмечатся неврастенические уклоны психики. Наличие в детских работах графических рядов с ошибками и сбоями на концах нескольких строк достаточно часто указывает на астеничного ребенка, у которого высока истощаемость нервной системы, слабо сформированы произвольные процессы, в частности, внимание, память, целенаправленная регуляция речевой деятельности. В коррекционной работе с таким ребенком особое внимание целесообразно уделить педагогическому охранительному режиму, при котором четко соблюдается последовательность труда и отдыха, учебной и игровой деятельности, материал предъявляется дробно и с большим количеством заданий игрового характера.

Обширным материалом для анализа являются результаты детской продуктивной деятельности. В методике они представлены рисовальными заданиями "дом-дерево-человек". Эти рисунки могут быть оценены с двух позиций: как показатель интеллектуальной зрелости ребенка, во-первых, и как показатель его личностно-психологических особенностей, во-вторых На возрастном этапе 6-7 лет у детей достаточно хорошо сформирована изобразительная деятельность. Дети изображают заданные предметы. В их изображениях предметы легко узнаваемы, и даже относимы к определенному классу предметов (в изображении дома отражены его основные признаки, в дереве узнается береза, легко определяется пол человека и, иногда, род его профессиональных занятий). Размеры изображений достаточно крупные или средние, большинство детей учитывает их пропорциональные отношения между собой. Однако некоторые дети могут изображать их без учета их внешних соотношений. Ребенок может изобразить и дом, и дерево, и человека в одинаковых пропорциональных соотношениях - мы рассматриваем такой подход к созданию изображений как формальный, но правильный. Ведь при предъявлении инструкции не требовалось соединить все три изображения единым сюжетом. Однако особое внимание целесообразно уделить оценке независимых признаков. Этими признаками могут быть замкнутость контуров, относительная ровность линий, прямоугольность соединений в изображении стен дома, гармоничность, округлость линий в рисунке человека, отнесение изображений к нижнему краю листа или к изображению земли на нем. Отсутствие в детских работах указанных признаков всегда должно насторожить педагога, подтолкнуть его к углубленному изучению интеллектуальных особенностей ребенка.

Рассмотрение детских рисунков под прожективным, т.е. отражающим личностные особенности, углом зрения дает несколько иную информацию для пытливого исследователя.

Общепризнанным является тот факт, что имеющиеся в рисунках неожиданные разрывы линий, пропуски существенных деталей, акцентирование, выраженная штриховка, резкое смещение, если они не связаны с интеллектуальной недостаточностью, указывают на конфликтные личностные зоны или свидетельствуют об эмоциональных напряжениях. В качестве примера можем привести изображение одной 7-летней девочкой человека без рук. В ходе последующей беседы выяснилось, что ребенок удалил из своего восприятия образ человеческих рук как источник агрессивного отношения со стороны взрослых по отношению к себе. Другой пример касается наличия на стволе дерева дупла или глубокого раскола, разлома. Присутствие этих признаков считается хрестоматийным признаком наличия у субъекта какой-либо психологической травмы, связанной с внутрисемейными отношениями, или на перенесенную операцию. На ограничивающие внешние обстоятельства могут указывать наличие шляпы на голове в рисунке человека, слишком мелкое изображение дерева, наличие на стволе и на ветвях дерева судорожной штриховки, повторяющейся и ограниченной замкнутыми контурами Обычно смещение изображений в левую сторону связывается с акцентом на специфике переживаний в эмоциональную сторону, а в правую сторону -интеллектуальные переживания. Кроме того, акцент на правой стороне часто трактуется как тенденция устремленности в будущее, а на левой - в прошлое. Интересную информацию можно почерпнуть из анализа пропорциональных соотношений внутри каждого из рисунков. Так, наличие выраженной массивной крыши у дома укажет на развитую у ребенка сферу фантазии. Изображение трубы обычно связывается с фаллическими переживаниями субъекта, но мы хотим обратить внимание педагогов на несколько иные акценты в рассмотрении этого признака. По нашим наблюдениям, если в рисунке дома отсутствует труба, то это скорее указывает на недостаток эмоционального тепла и психологического комфорта у ребенка в семье. Акцент на изображении головы свидетельствует о признании роли интеллекта в жизни человека. При наличии в рисунке человека маленькой головки на массивном угловатом теле можно быть уверенным в том, что для субъекта значимо подчеркивание внешних силовых преимуществ над интеллектуальными усилиями, в том числе и собственными. Преобладание кроны дерева над стволом укажет на широкие возможности ребенка к контактам с акцентом на эмоционально значимой стороне общения.

Четкая, детальная прорисовка улыбающегося человеческого лица покажет нам открытого, общительного ребенка. А если этот признак будет усилен прорисовкой развернутых к зрителю рук, с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами, то наши представления о конкретном ребенке как о душе компании можно считать высокодостоверными. Наличие большого количества веток первого и второго порядка свидетельствует о хороших приспособительных реакциях ребенка, а если таких веток мало, то, скорее всего, такой ребенок недоста­точно гибок в общении и испытывает трудности в удовлетворении базовых потребностей в своем окружении. Чрезмерная детализация в рисунке дома укажет на несколько инфантильного ребенка, стремящегося поудобнее устроить свое окружение, чтобы преодолеть имеющуюся личностную незащищенность.

Легко определимы в изображениях признаки явной и скрытой агрессии. В рисунке дома в этом случае могут присутствовать "заколоченные" двери, акцентированные замки, разнонаправленная интен­сивная штриховка с выходом за пределы контура, дерево может иметь изломанный характер расположения веток, а в рисунке человека будут присутствовать массивные кулаки, замахивающиеся руки и акцентуация на изображении рта и зубов.

Рисунок человека обычно рассматривается в психологии через призму восприятия субъектом собственной персоны, через него ребенок выражает собственные переживания по поводу своего места в социуме и отражает свойственные ему фобии. Так, о депрессии и излишней боязливости свидетельствует способ рисования, начинающийся снизу, со ступней и ног; рисование человека противоположного по отношению к себе пола может рассказать педагогу о значимом для ребенка взрослом и о сильных привязанностях и зависимостях. Анализ рисунков позволяет судить и о развитии у детей творческих способностей. Одним из значимых признаков в данном случае является наличие в изображении пластического способа рисования, когда ребенок создает выразительные образы, применяя при этом гибкую поисковую линию, разнообразные по своей манере виды графических штрихов, нестандартные способы изображения. В данном случае и сами изображения получаются личностно окрашенными. Например, ребенок может подробно изобразить фигуру человека в динамике, с отображением присущих ему черт характера, деталей одежды, а дом и дерево нарисовать более условно. При этом в работах пластического типа дети, как правило, связывают все три изображения между собой и могут предложить занимательную историю об их взаимоотношениях и о своих переживаниях по данному поводу. Таким образом, кроме творческих способностей у ребенка такого типа мы можем зафиксировать рано складывающуюся способность к рефлексии. Безусловно, в оценивании детских графических работ присутствует выраженный субъективный фактор, но постепенное накопление педагогом опыта наблюдений позволит ему полнее использовать собираемую информацию на благо развития ребенка и его семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная методика психолого-педагогического прогностического скрининга ни в коей мере не претендует на всеохватность и широту обобщений психологического теста. Автор рассматривает ее скорее как прикладное подспорье в работе специалиста, непосредственно контактирующего с детьми и заинтересованного в их судьбе, в их гармоничном обучении в школе, а следовательно, и в интенсификации значимой для учащихся развивающей или коррекционной помощи. Поскольку обследование проводится в начале учебного года, то у педагога появляется возможность уже на начальном этапе обучения увидеть особенности каждого конкретного ребенка и в связи с выявленными проблемами слегка перестроить подходы к обучению и воспитанию этого ребенка. Именно поэтому нам представляется целесообразным проведение обследования самим педагогом или воспитателем, а не психологом школы или дошкольного учреждения. Педагогу важно "почувствовать" своих воспитанников в ситуации обследования и при этом создать у них мотив на совместную деятельность и совместное преодоление трудностей. Психологу лучше подключиться к работе с детьми на последующем этапе, когда у педагога уже возникнут конкретные вопросы по более углубленному изучению и самих детей, и имеющихся у них проблем.

В заключение хочется отметить, что проведение педагогом подобных исследований позволяет выйти ему на новый уровень личных обобщений и наблюдений, а это в свою очередь повышает его профессиональное мастерство и создает позитивную мотивацию в нелегком педагогическом труде.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Берншгейн НА. О построении движений. - М.:Медгиз, 1947.

2. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: Пер. с укр.- Киев: Ин-т Психол. АПН Украины, 1993.

5. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомо­гательной школы. - М., 1974.

4. Готовность детей к школе.- М.:МО РФ. 1992.

5. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпрета­ции.- Л., 1974

6. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости / Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. - Прага:Авиценум, 1978.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М.:Педагогика, 1973.

8. Лурия А.Р. Высшие корковые функдии человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.,1962.

9. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и кор­рекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.-Петрозаводск, 1992.

10. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой ручной мото­рики у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1984. N4, стр. 62-65.

11. Романова ЕС, Потемкина О.Ф. Графические методы в психоло-гической диагностике. - М.:Дидакт, 1992.

12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта метолом рисуночного теста. - М.: NB Магистр, 1994.

13. Buck J. House-tree-person drawing technique // (Contribution toward Medical Psychology. - NY., 1953

 

 


 

webstudio: unitex.pro