Тест межличностных отношений (Ясюкова Л.А.)

Тест межличностных отношений (Ясюкова Л.А.)

Инструкция:

 

Представьте, что вы встретились с волшебником, и он может исполнить любое ваше желание. В кого или во что вы бы хотели превратиться на полчасика? Напишите рядом с буквой «я», кем бы вы хотели стать на полчасика. А ниже придумайте и запишите, в кого или во что вы бы превратили друга или подругу. Каждый высказывает собственные желания и придумывает, что хочет.

 

Обработка: посредством сравнения придуманных ребёнком вариантов: равноценны или нет.

Если ребёнок выбирает для себя и для друга равноценные превращения (например, мальчики могут предложить превращения в футболистов, собачек, Джеки Чана и Шварцнеггера и т.д.; девочки предпочитают превращаться в кошечек, птичек, принцесс, топ-моделей и пр.), то взаимоотношения стоятся на паритетных началах, ребёнок относится к другу так, как он относится к себе. Если таких вариантов ответов более 50%, то можно говорить о нормальном психологическом климате в классе.

Ребята могут выбирать и неравноценные варианты превращений. Например, мальчик хочет себя видеть отличником, а друга - двоечником, себя - трансформером, а друга - червяком, себя - бизнесменом, а друга - козлом. Или девочка хочет быть прин­цессой, а подругу превратить в служанку или фрейлину, видит себя кошкой, а подругу — мышкой. В этом случае у ребенка излишне выражено чувство соперничества, стремление к превосходству над другими, стремление самоутвердиться любым путем, даже за счет
унижения других. Такое эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок невольно радуется, если у друга неприятности, если друг оказался униженным или менее успешным, чем он сам, разрушает дружеские связи, приводит к ссорам. В дальнейшем такое отношение может приводить к осложнению взаимоотношений между детьми, к конфликтам, к дестабилизации общей ситуации в классе. Особенно проблемной обстановка в классе может оказаться, когда дети вступят в подростковый возраст.

Для того, чтобы изменить, нормализовать взаимоотношения детей, одних воспитательных воздействий, проблемных диспутов, коллективных «сдруживающих» мероприятий оказывается недо­статочно. В первую очередь, необходимо выяснить причину, почему ребенок чувствует себя ущемленным, вынужден самоутверждаться таким способом. Часто дети, имеющие высокий уровень притяза­ний и не достигающие желаемого успеха, невольно завидуют более успешным или просто более удовлетворенным своей жизнью ребятам. Когда же они видят, что и у других ребят могут быть неприятности, то они чувствуют себя спокойнее. В этом случае бесполезно стыдить ребенка и убеждать, что надо быть хорошим. Следует помочь ему в учебе, в развитии интеллектуальных способностей или личных качеств, то есть достичь уважения к себе.

Бывают случаи, когда ребята говорят, что у них нет друзей (или подруг) в классе. Если таких детей более 20-25% от всех учащихся класса, то это тоже свидетельствует о неблагоприятном социаль­но-психологическом климате, о разобщенности, невнимании детей друг к другу, о предвзятом отношении к отдельным детям. Следует предварительно выяснить причины такой ситуации в классе и только потом предпринимать соответствующие меры.

Известно, что благоприятный психологический климат способ­ствует оптимизации интеллектуального и личностного развития всех учащихся и, напротив, развитие детей может нарушаться и искажаться, если в классе складывается нездоровая обстановка.

webstudio: unitex.pro